Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Третья часть [11]

Любовь он видит, а до внешнего лоска Ему нет дела». Кришну называют бхава-грахи - Он видит суть, смотрит в корень. Необразованный преданный, вознося молитвы Господу, может вместо ом вишнаве намах сказать по ошибке ом вишеша намах, а образованный произнести молитву правильно, но Господу все равно - Его интересует только то, с каким чувством преданный к Нему взывает. Если оба искренне хотели доставить Ему удовольствие, Он одинаково примет молитвы обоих. Формальная сторона Кришну не волнует. Невозможно привлечь внимание Господа и доставить Ему радость, лицемерно Его прославляя. Ему безразличны ваши власть, богатство и слава. Зачем они Ему? Он Бхагаван, Ему и так все принадлежит. Кришна бхава-грахи, Его интересует одно: есть любовь или нет. Ей одной Кришна подчиняется, от нее одной Он не в силах уйти. Власть такой любви настолько велика, что приковывает внимание Господа к тому, кто ею обладает. Когда Ему предлагают с любовью подношение, Он отвечает взаимностью, и, поверьте, куда лучше нас знает, как это сделать лучше. Кришна- лучший из возлюбленных, и в делах любви Ему нет равных.*

Гопи как-то спросил Кришну, к какому виду возлюбленных Он принадлежит. «Есть три вида возлюбленных, - стали объяснять они. - Один отвечает взаимностью, другой дает даже тогда, когда ему идут наперекор, третий не идет наперекор, но и взаимностью не отвечает. Которого из них Ты считаешь честным?» Кришна ответил, что в отношениях любви тот, что отвечает взаимностью - лавочник, и что такое любовь, он не знает. «Он мне, я ему» - это не любовь, а торговля. Второй ведет себя как мать, которая любит ребенка, даже если тот идет ей наперекор. Дети бывают неблагодарными или поступают родителям назло, но мать все простит, все примет, все для него сделает. Прабхупада говорил, что в материальном мире чувства матери к ребенку больше остальных напоминают настоящую любовь. Третий бывает двух видов - атмарама, который удовлетворен сам в себе и ни в чем не нуждается, и неблагодарный. Пример - неблагодарное дитя, для которого родители делают все, что могут, а он им даже спасибо не скажет. Кришна также привел пример гуру-друхи - ученика, который отвечает духовному учителю черной неблагодарностью.

В иносказательной форме Господь дал понять гопи, что Он, хоть и удовлетворен Сам в Себе и ни в чем не нуждается, тем не менее, всегда благодарен. Если человек предлагает Господу подношение с любовью и преданностью, Он примет и будет благодарен. Его природа такова, что Ему хочется принимать от преданного подношения, сделанные из любви. Так проявляется любовь между Господом и преданными.

Преданный хочет удовлетворить Господа, у него нет иной цели - он не стремится получить выгоду, его не интересует карма или гьяна. Когда Господь Нрисимха предложил Прахладе Махараджу любое благословение на выбор, тот сказал: «Не искушай меня, мой Господь. Разве ты забыл, что я родился в семье демонов? Я не торговец, и служу Тебе не ради выгоды, поэтому не предлагай мне ничего. Единственное, чего я хочу, чтобы Ты был моим повелителем, а я - Твоим слугой. Ничего другого мне не нужно». Преданный ничего не хочет за свою любовь, не ожидает от Господа награды.

Преданный, конечно, хочет получить милость Господа, и Господь дает ее каждому, но не все способны воспринять ее как милость. У нас есть склонность называть милостью хорошее, но неприятные события воспринимать иначе. Мы не всегда правильно определяем, что такое милость. Один преданный однажды совершил нелепую ошибку, и сказал Прабхупаде: «Прабхупада, это была милость Кришны». «Нет,- сказал Шрила Прабхупада. - Это не милость Кришны. Это твоя тупость». Мы легко определяем как милость события, которые дают нам возможность наслаждаться, но когда приходят неприятности, мы начинаем роптать: «Зачем Кришна поступает так со мной?» Нам трудно назвать это милостью. С этой склонностью нужно быть настороже.

Кришна отвечает нам взаимностью и проливает Свою милость - «Господь Чайтанья всегда рад принять подношение, предложенное Его преданными с верой и любовью, а также всегда готов пролить на них Свою милость». Преданный должен принять милость Господа, в каком бы виде она ни проявилась. Нельзя определять событие как милость Кришны только потому, что оно удовлетворяет ум и чувства; у настоящего преданного иной подход. Вайшнав стремится только к тому, чтобы доставить Господу удовольствие, и если Господь решает одарить его милостью в виде неприятного события, он принимает это как милость.

Шрила Прабхупада часто цитировал стих: ясьяхам анугрихнами, харишье тад-дханам шанаих применительно к себе: «Господь был очень добр ко мне и проявил особую милость, забрав у меня все». Но мы относимся к такой милости иначе: «Погоди-ка, Кришна, к этому я пока не готов. Лучше пролей на меня Свою милость». Мы извращаем само понятие милости, когда говорим Господу: «Будь милостив ко мне и не забирай у меня ничего, пока я не скажу, что готов». Нет уж, Господь лучше знает, как пролить милость ца преданного, и поэтому мы должны принимать ее, в каком бы виде она ни проявилась в нашей жизни. Преданное служение нужно совершать с желанием доставить удовольствие, а; это значит, что интересовать нас должно одно -чтобы Кришна был доволен. «Поступай со мной так, как Тебе нравится. Ты можешь фубо обнять меня или разбить мне сердце, не показываясь передо мной. Ты волен поступать как Тебе угодно, я все равно буду Тебе служить».

Прабхупада часто цитировал стих из «Шримад-Бхагаватам» (10.14.8):

тат те ’нукампам су самикшамано,

бхунджана эватма-критам випакам

хрид-ваг-вапурбхир видадхан намас те,

дживета йо мукти-паде са дайа-бхак

«Мой дорогой Господь, тот, кто смиренно ждет, когда Ты прольешь на него Свою беспричинную милость, терпеливо снося все последствия своих прошлых ошибок и почитая Тебя в сердце, словами и телом, несомненно, достоин освобождения, которое становится его законным правом».

Мукти-паде са дайа-бхак. Такой вайшнав мирится со всеми трудностями, выпадающими на его долю, понимая, что это плоды его прошлых грехов. Я заметил кое на ком из присутствующих футболку, на которой написано: «Не зная броду, не суйся в воду». Нужно осознавать, стоит ли совершать поступок, и учитывать возможные последствия. Не вините в своих страданиях Кришну - во всем виноваты мы сами и лишь пожинаем плоды своих поступков. Кришна просто дает нам милость.

Прабхупада часто говорил, цитируя стих, приведенный выше, что по милости Кришны к нам приходят чисто символические несчастья - малая толика тех, которые мы заслужили. Вайшнав принимает то, что Господь посылает ему, с благодарностью. Теоретически мы это хорошо понимаем, но с практическим применением этого принципа часто возникают трудности. Мы должны учиться на примерах из «Шримад-Бхагаватам», которые описывают, как милостив Господь к тем преданным, которые благодарны Ему за все, что бы он ни послал. Шраддха, вера, проявляется в том, что когда мы слышим эти истории, мы верим: Господь поступает так со всеми. Именно вера отличает преданного от карми и гьяни. «В нем пробудилась вера в повествования о Моих играх и деяниях», - говорит Кришна в «Шримад-Бхагаватам», описывая качества преданного, Это значит, что преданный поверил в игры Господа и в то, что Господь поступает со всеми преданными именно так, как описано в этих играх. «Пробудив веру в повествования о Моей славе, испытывая отвращение к материальной деятельности и зная, что все наслаждения чувств ведут к страданиям, но все же неспособный полностью от них отказаться, Мой преданный должен оставаться счастливым и служить Мне с великой верой и убежденностью. Он знает, что любое чувственное наслаждение приводит к страданию, и искренне раскаивается, когда не может удержаться от чувственных наслаждений» (Бхаг., 11.20.27-28).

Еще один пример сильной веры - Мукунда, которому Шри Чайтанья Махапрабху сказал, что тот увидит Его только спустя десять миллионов жизней. Когда Господь Чайтанья узнал, как Мукунда обрадовался этим словам, Он, конечно, в ответ одарил его милостью. Десять миллионов жизней стали несколькими мгновениями, и Господь попросил слуг привести Мукунду. «Мукунда, - сказал Он, - разве могу Я забыть или оставить тебя?» Похожие слова Он сказал Шривасе Тхакуру в тот день, когда в разгар киртана умер сын Шривасы и тот запретил членам семьи плакать и причитать, чтобы не потревожить Господа Чайтанью, в экстазе танцевавшего в алтарной. «Если вы помешаете Господу, я повешу камень на шею и брошусь в Гангу, - заверил он свою родню. - Сдержите пока свое горе». Шривасу волновало одно: чтобы Господь Чайтанья был счастлив. Узнав о печальном событии, произошедшем в доме Шривасы, Господь сказал: «Разве могу Я забыть человека, который ради Меня не скорбит о собственном сыне!» Госпбдь Чайтанья и Господь Нитьянанда стали для Шривасы с этого дня сыновьями.

Господь никогда не оставит преданного, который заботится только о том, чтобы Господь был доволен. Преданный, который твердо верит в игры Господа и проявляет милосердие к преданным, будет помнить эти примеры и сможет принять в них прибежище даже когда на него обрушатся несчастья. Такой преданный сможет вынести любые превратности судьбы. Его будет заботить одно: как служить Господу в этих обстоятельствах. Это и есть вера, шраддха.