Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Третья часть [12]

Господь объясняет Сам, как нужно служить Ему - слушая о Его славных деяниях в обществе преданных. Это самый могущественный метод очищения сердца. Благодаря ему преданный может достичь совершенства жизни анте нарайана-смртих - высшего совершенства, которое заключается в том, чтобы помнить о Верховном Господе, оставляя тело. Чтобы всегда помнить о Нем, преданный должен полагаться на Него во всех обстоятельствах и принимать Его милость, независимо от того, в какой форме она приходит. Господь говорит, что никогда не забудет Своего преданного: «Провозглашай смело, Арджуна, что Мой преданный никогда не погибнет». Прабхупада объясняет, что Кришна предпочел, чтобы обещание в данном случае дал Арджуна, потому что всем известно: Господь сдержит слово, если его дал преданный, выполнит его желание и оградит его сердце.

нехабхикрама-нашо ’сти,

пратйавайо на видйате

свалпам апй асйа дхармасйа,

трайате махато бхайат

«Тот, кто встал на этот путь, ничего не теряет, и ни одно его усилие не пропадает даром. Даже незначительное продвижение по этому пути оградит человека от величайшей опасности» (Б.-г., 2.40).

Таков путь бхакти, преданного служения. Мы ищем защиты у Господа. Преданный, которого Кришна всегда защищает, видит, как Кришна руководит его жизнью, как Его милость и доброта проявляется в каждом событии его жизни, неважно что это за событие. Это и есть вера. Преданный хочет доставить Кришне удовольствие, а Господь одаряет его милостью, которую тот принимает, в какую бы форму она ни вылилась. Так Господь отвечает взаимностью на любовь Своего преданного.

Обсудив всесторонне отношения любви преданного и Господа, вернемся теперь к отношениям любви между преданными. Не следует думать, однако, что у любви к Кришне одна природа, а у любви преданных друг к другу другая. Их любовь той же природы. Мы объясняли, что преданный хочет доставить-удовольствие другому преданному, потому что Кришне это нравится.

Бхактивинода Тхакур объясняет: дадати пратигрихнати гухйам акхйати приччхати - преданные дают дары и принимают дары. Иногда преданные думают, что любовь выражается в формуле «ты мне, я тебе». Ничего похожего, такая форма благодарности совершенно необязательна для любви. Если преданный дарит вам что-нибудь с любовью, вы доставите ему удовольствие, если примете подарок. Ведь если дар предложен с любовью, значит исключительной целью преданного было доставить вам удовольствие. Поэтому вам, в свою очередь, тоже хочется доставить ему удовольствие, приняв подарок, и вы его берете. Такие отношения не имеют ничего общего с расчетливостью: «Беру! Я давно мечтал о бесплатных подарках».

Дар принимают не ради себя, а чтобы удовлетворить преданного, который его предлагает из любви к нам - чтобы он порадовался. Тот, кто дарит, тоже ни на что не рассчитывает: «Сегодня я ему подарю, а потом он мне». Это не любовь, потому что в любви нет корысти, нет предвкушения выгоды. Дарить нужно, как говорится, без задней мысли. К вайшнавам нужно относиться с искренней любовью.

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет в «Бхактьялоке», что вайшнаву, который пришел к вам в гости, нужно служить, угощать и всеми силами стараться ему угодить. Доставить удовольствие преданному значит доставить удовольствие Кришне. Вайшнав, конечно, будет удовлетворен, хотя не ждал, что ему будут служить, и чувствует, что не заслуживает такого внимания к себе. Но он примет и подношение, и любовь, с которой оно было предложено. Подарки нужно дарить так же, как и давать прасад, с тем же чувством. Иногда преданный отдает другому преданному самое ценное, что у него есть, потому что он так дорог ему.

Кришна тоже отдает преданному самое дорогое, чем обладает - Свое сердце. На свете нет ничего дороже. Но преданный отдает Кришне свое сердце, а Кришна хочет подарить ему Свое, потому что преданному больше ничего не нужно.

Мы отдаем вайшнаву самое ценное, потому что нам очень хочется доставить ему удовольствие. Вот что такое отношения любви, вот что Шрила Бхактивинода Тхакур имеет в виду под общением. Вот что садхака не должен растрачивать на нездоровое общение - на общение с материалистами, в особенности с атеистами, которые воспринимают бхакти в штыки. Нужно всегда быть начеку и не проявлять к ним любви потому, что эти люди не знают, что такое любовь.

Шрила Прабхупада предупреждает нас, что садхака должен защищать росток преданности. В комментарии к «Шри Ишопанишад» он пишет: «Не пытайтесь подражать уттама-адхикари, потому что они свободны от всех видов телесных отождествлений и предельно ясно понимают положение Господа, Сверхдуши и живого существа». Только они в совершенстве понимают, что такое всеобщее братство. «Тот, кто видит все живые существа как духовные искорки, качественно равные Господу, воспринимает все в истинном свете. Что же тогда может стать причиной иллюзии или беспокойств для него» (Ч.-ч., Мадхья, 14.46, комм.). Его восприятие всецело духовно, и подражать этому нельзя. Не пытайтесь освобождать тех, кого с вашим уровнем лучше обходить стороной. Нам известны примеры того, как возвышенные вайшнавы освобождали таких людей. Но такая задача садхаке не по плечу, он должен защитить свое бхакти.

Шрила Бхактивинода Тхакур пишет, что если садхака теряет осторожность, он, желая отношений, основанных на любви, слишком открывается материалистичному человеку. Но тот не знает что такое настоящая любовь. Он привык принимать, что ему дают, и предлагать что-нибудь взамен, чтобы ему снова что-нибудь дали. В отношениях с такими людьми нами должно руководить исключительно чувство долга. Нарада Муни в Седьмой песни «Шримад-Бхагаватам», давая наставления об идеальной семейной жизни, говорит, что членам семьи нужно идти навстречу, соглашаться с ними, но следить за тем, чтобы они не обременили вас настолько, что это заставит вас забыть о цели жизни.

«Согласиться из чувства долга» звучит несколько лицемерно и похоже на обман. Но в сущности это не так, вы просто защищаетесь. Если члены семьи хотят, чтобы вы выполнили их требование, и вы знаете, что это будет очень трудно, вы можете согласиться из чувства долга. Но будьте осторожны и не ввязывайтесь в дела, которые заставят вас забыть о главном. Плохое общение, даже с членами семьи, может привести к такому итогу. Мне часто задают вопросы на эту тему в СНГ. Очень много женщин воспитывают детей одни, без мужей, потому что не представляют себе, как можно жить с такими мужьями. Но Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, как с ними можно ужиться - из чувства долга. Преданный может выполнять долг перед детьми и семьей, даже если те враждебно настроены к сознанию Кришны, и при этом выжить, если у него есть любовные отношения с преданными. Их любовь даст ему силу даже в самые трудные времена, когда он вынужден жить рядом с теми, чье общество нельзя назвать здоровым.

Общение начинается, когда появляется любовь, а не когда люди живут под одной крышей. «Садхаки! - обращается ко всем начинающим преданным Шрила Бхактивинода Тхакур. - Усвойте эту разницу, общайтесь с преданными и поддерживайте с ними отношения любви. Вместе слушайте об играх Господа, давайте дары и принимайте дары. С любовью давайте пожертвования, и с любовью их принимайте. Из любви открывайте им свое сердце и спрашивайте о сокровенном». Преданные представляют Кришну, и конечно их нужно любить. Вы не всегда сможете уйти от тех, кто враждебен к созданию Кришны, но пусть вами руководит только долг в отношениях с ними.

Прабхупада, рассказывая о природе отношений, говорил, что даже у предпринимателей перед тем, как приступить к делу, положено вместе отобедать, чтобы создать дружелюбную атмосферу. Правда, для них это просто деловые отношения, не более. Нужно - они и делают. Но при этом они друг с другом не откровенничают. Преданные тоже должны выполнять обязанности по отношению к материалистам, но не изливать перед ними душу.

Правда, иногда они изливают душу перед нами. Как-то раз в самолете со мной рядом сидел очень богатый предприниматель. Сначала он стал расспрашивать меня о том, как я живу, а потом разговорился сам. Полтора часа он рассказывал мне, как ему живется, о том, что у него дочь больна аутизмом, о том, что он не ладит с родственниками жены и что деньги создают много хлопот - богатый, но несчастный. Потом внезапно он замолчал, как будто, наконец, сообразив, что разговаривает с совершенно чужим человеком: «Зачем я все это Вам рассказываю? Я даже с женой об этом не стал бы говорить. Я Вас в первый раз увидел пару часов назад, но рассказываю то, о чем даже с друзьями не буду делиться. Впрочем, у меня и друзей-то нет». Он разволновался, но потом его лицо неожиданно просветлело, он заулыбался и провозгласил: «Понял! Я все понял! Потому что Вы счастливый. У Вас нет ни жены, ни детей, ни работы, ни банковского счета - по сути, вообще ничего нет. Но вас это не волнует. Когда я Вам два часа назад сказал, что Ваш свитер по цвету совершенно не подходит к остальной одежде, Вы даже бровью не повели». Для него было в новинку видеть счастливого человека, у которого, между тем, ничего нет, что видимо, и подтолкнуло его к откровенности. «Скажите, как это у Вас получается?» - полюбопытствовал он. Я стал рассказывать ему о Прабхупаде и о «Бхагавад-гите», что заняло все оставшееся время, пока мы были в воздухе. «Я хочу эту книгу, - загорелся он. - Вы знаете, я ведь делец, и легко определяю, что чего стоит. Я хочу эту книгу». Еще раз подчеркну: разговаривая с непреданным, не раскрывайте свое сердце, даже если они с вами откровенны.