Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Третья часть [3]

Вопрос. Еще один практический вопрос. Как следует развивать отношения в обществе вайшнавов, учитывая разницу в социальном положении и духовном уровне преданных? Духовный уровень в глаза не бросается в отличие от социального положения, которое очевидно с первого взгляда. Как правильно общаться? Кому-то может казаться, что по отношению к другим преданным храма он старший, но у них по этому поводу может быть иное мнение, потому что судить о духовном уровне не так просто. Должен ли преданный, считающий себя старшим по отношению к другим, вести себя соответственно? Или считать себя старшим - один из видов анартх (материальных отождествлений)? Может быть в таком случае лучше вести себя как равный по отношению к другим?

Ответ. Старшинство куратора определяется тем, насколько он способен давать прибежище, и эта способность должна быть очевидной для других. Чтобы она была очевидной, у преданных должна быть возможность видеть, как она проявляется в его поведении - как куратор проповедует и как помогает другим. Если у них будет такая возможность, они смогут определить, насколько этот куратор способен давать прибежище. Это не значит, что куратор должен рекламировать свои достоинства - это сделает Кришна и старшие преданные. Старшие преданные всегда стремятся найти достойный пример для подражания, чтобы советовать другим брать с него пример. Кришна тоже так поступает. Он возлагает на Своих преданных ответственные задачи, чтобы люди оценили их качества. Конечно, Он мог бы все сделать Сам, но предпочитает, чтобы слава досталась преданным. Господь Чайтанья мог Сам поведать миру о святом имени, но попросил, чтобы это сделал Харидас Тхакур, а Сам предпочел роль слушателя. То же самое произошло в истории с Раманандой Раем. Господь устраивает все так, чтобы Его преданный получил признание. Так поступал и Господь Кришна, и Господь Чайтанья. Этот принцип приложим и к нам - если преданный стал зрелым и обрел сознание Кришны, Господь сделает так, что другие это заметят.

Есть, конечно, преданные, которые редко бывают на виду - их называют бхаджанананди. Они удаляются в уединенное место и совершают бхаджан в одиночестве, чтобы обрести сознание Кришны. Так поступали многие вайшнавы, в том числе такой возвышенный как Мадхавендра Пури, который даже учеников не принимал и странствовал по свету один. Но Кришна сделал так, что он стал известен всем как пример великого вайшнава.

Суть в том, что подлинная духовная зрелость и сознание Кришны всегда получают признание - таким преданным Кришна непременно предоставит возможность проповедовать и показывать

пример другим. Если преданные делают это в настроении слуги, таких возможностей будет становиться все больше и больше. Нужно проповедовать, когда Кришна дает такую возможность, осознавая, что мы слуги тех, кому проповедуем. У преданных не должно быть желания стать старшими по отношению к другим. Вайшнаву неловко, когда его просят быть старшим, но когда это происходит, единственный для него способ себя обезопасить - служить другим преданным. Если у вас появится такое отношение и будет сознание Кришны, преданные будут приходить к вам за советом один за другим, потому что для них будет ясно, что вы не стремитесь на них нажиться или использовать их для того, чтобы поддерживать свой авторитет. Такое ведь тоже бывает: некоторые считают, что чем больше подопечных к ним приходит и находится у них в подчинении, тем значительнее их собственная роль. Им хочется упрочить свое положение, управляя большим количеством зависимых от них людей. Но преданные это прекрасно видят: «Делать мне больше нечего, как надрываться в угоду его раздутому ложному эго. Я не стану доверять ему свою духовную жизнь». |

Еще раз повторю: настоящего вайшнава стесняет, когда ему предлагают роль старшего. Взращивайте в себе желание стать слугой других преданные, и тогда Кришна Сам определит вас на эту роль, и вам для этого даже ничего не надо делать.

Куратор должен:

  • показывать пример хорошей садханы, поведения, соблюдения этикета и преданности миссии Шрилы Прабхупады;
  • устойчиво следовать правилам своего ашрама: брахмачари, грихастхи, ванапрастхи или санньясы.

Вопрос. В Чоупати старшие преданные приглашают всех на утренние программы и вместе повторяют джапу. Но, насколько я знаю, в России и других странах СНГ такого не бывает. Насколько важно собираться вместе на программы и стоит ли сосредотачивать на этом усилия?

Ответ. Давать духовное прибежище подопечным - обязанность куратора, но такая способность не проявляется в человеке в одночасье, как по заказу, из-за того только, что его назначили куратором.

Радханатх Махарадж может назначать кураторов в Радха-Гопинатха Мандире, где он является представителем Джи-би-си и духовным учителем для подавляющего большинства преданных. Поскольку это решение исходит от него, преданные принимают таких кураторов. Но в России иное положение - здесь много разных лидеров и духовных учителей, а представители Джи-би-си не проводят в храмах столько времени, сколько Радханатх Махарадж в Чоупати.

Даже если назначить кураторов, преданные отнюдь не сразу смогут найти у них духовное прибежище. Чтобы стать хорошим куратором, человек, прежде всего, должен заранее научиться давать духовное прибежище, служа высшей миссии и рассказывая о Кришне людям - указание, которое, кстати, касается всех до единого учеников. Духовный наставник должен заслужить уважение, показывая пример, достойный подражания - в этом вся суть, уважение не приходит одновременно с должностью. Куратор должен проявить качества вайшнава, чтобы его стали уважать, иначе какой из него куратор - одно название. Если человек только по должности куратор, он не сможет давать духовное прибежище. Поэтому куратор должен предоставить другим преданным возможность видеть, как он повторяет круги и следует садхане, знает философию, с глубоким пониманием представляет ее другим и дает подопечным прибежище. Пусть их будет немного, один или двое, но если духовный наставник заботится о них и дает им духовную опору, они расскажут об этом другим преданным. Невозможно притвориться настоящим духовным наставником - им можно только быть.

Конечно, организовывать домашние программы нужно, чтобы собирать преданных вместе, воспевать, слушать об играх Кришны, развивать сознание Кришны и давать возможность младшим преданным учиться у старших. Это, действительно, нужно делать.

Развивать кураторскую систему в России сложнее из-за разнообразия точек зрения. Однако, несмотря на то, что предпосылок для развития этой системы в Москве меньше, чем в Чоупати, работать над ней все равно можно только несколько иными способами.

Главная задача сегодняшней беседы - довести до вашего сведения: для того, чтобы быть духовным наставником, преданный обязан удовлетворять ряду требований. Мы организовали киевский семинар кураторов, чтобы дать преданным, взявшим на себя это служение, толчок к развитию - чтобы они собрались вместе, пообщались и получили силу от этого общения. Такое общение очень помогает, и в Радха-Гопинатха Мандире является составной частью всей системы наставничества. У кураторов в Чоупати очень близкие взаимоотношения. Они наделяют друг друга силой, благодаря которой могут помогать своим подопечным.

Пусть преданные собираются вместе на домашние программы. Когда они научатся искренне и бескорыстно давать духовное прибежище другим, их можно будет назвать официально кураторами. Мы организуем еще один семинар, пригласим их на него и обучим. Но сейчас нужно начинать с того, о чем мы говорили в Москве, Киеве и многих других городах - с программ, соответствующих строгим стандарта. Организовывать их должна группа зрелых преданных, которые неукоснительно следуют садхане, не тратят время на всякие глупости, а посвящают его сознанию Кришны, и поэтому способны давать духовное прибежище другим преданным. Пример таких преданных - Шридам и Кишори, которых мы приглашали из Чоупати на киевский семинар кураторов. Все присутствующие на семинаре могли видеть, как эти два человека, муж и жена, посвящают все свое время и силы тому, чтобы развивать сознание Кришны в себе и других. Они семейные люди с маленьким ребенком на руках. Муж работает полный рабочий день, но, тем не менее, они находят время помогать ста сорока девяти подопечным. Они приходят к ним домой, проводят с ними программы, регулярно звонят каждому из них. В жизни Шридама и Кишори нет места ничему другому. У Шридама есть работа, но кроме нее он повторяет джапу и проводит программы и встречи с подопечными. Кишори воспитывает годовалую дочку, звонит своим подопечным, отвечает на письма и готовит прасад для программ. В этом их жизнь, и ничему другому в ней нет места - ни телевизору, ни кино, ни другим бессмысленным вещам. У них есть вкус к сознанию Кришны, и поэтому они могут давать духовное прибежище другим. Прочная семья, живущая счастливой простой жизнью, пусть и небогатой, никогда ни у кого не просят денег - живут для других, ничего не ожидая взамен. Именно такие духовные наставники нужны нам. Подражать этому невозможно, назначить такого духовного наставника постановлением с официальной печатью тоже не получится - такие качества постановлением не назначишь. Но нам нужны именно такие - чтобы научить их быть духовными наставниками кураторов, ведь кураторы тоже нуждаются в духовном прибежище.

В Радха-Гопинатха Мандире у всех есть кураторы - даже у кураторов. Там каждому предоставляют духовное прибежище. Если преданному есть на кого опереться в духовной жизни, тогда он и другим в состоянии помочь встать на ноги. Мы хотим, чтобы это правило прижилось и тут, не ожидая, впрочем, что каждый преданный сможет ему следовать. В Америке на особо важные задания посылают не обычные военные подразделения, а морскую пехоту. Когда корпус морской пехоты проводит набор новобранцев, они используют лозунг «Нам нужны избранные».

Так вот: нам тоже нужны избранные - лучшие мужчины и женщины для нашего отряда морских пехотинцев. Мы объявляем призыв в ряды доблестных кураторов. Давайте начнем работать над этой системой и обучать других кураторов тому, что значит подлинное наставничество. Для этого нужна садхана. Каждый должен следовать ей так, чтобы видели другие. Регулярно приглашайте преданных к себе домой на программы, пойте с ними, повторяйте святые имена, ходите на программы к другим преданным. Ко мне подходили многие преданные в Москве и спрашивали с чего начать кураторскую систему. «Начните, и она начнется», - отвечал им я. Нужно начинать, от этого никуда не денешься. Я начал с того, что принялся искать хороших грихастх, которые могут показывать пример другим, потому что грихастхи в состоянии опекать как мужчин, так и женщин.