Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Третья часть [6]

Я замечал в некоторых храмах, что президенты стараются назначать кураторами преданных, которые во всем их слушаются. Но это палка о двух концах, потому что преданные, имеющие разногласия с руководством, таким наставникам доверять не будут. Лучше, если в храме есть также кураторы, которые не имеют никакого отношения к управлению храма, мыслят независимо, но соответствуют требованиям, предъявляемым к наставникам, о которых мы все время говорим. Доверие в отношениях необходимо, без него кураторская система не будет иметь смысла - одну видимость. Правила и требования, о которых мы говорим, призваны помочь развить доверие между куратором и подопечным, а также сделать их отношения менее формальными.

Вопрос. Верно ли, что настоящий наставник должен быть мадхьяма-адхикари?

Ответ. Верно, но я не ожидаю, что все сразу ими станут. Старайтесь подняться до уровня мадхьяма-адхикари, общаясь с теми, кто его уже достиг.

Однажды у меня спросили, что делать, если многие преданные не смогут следовать строгим правилам. Я ответил, что нужно проводить программы в группах, разделив их по уровням: в одной будут принимать участие преданные, которые способны следовать строгим стандартам, в другой будут проповедовать людям, которые только что присоединились к Движению. Как только новичок становится более серьезным, его переводят в группу, где требования к преданным выше. Так, постепенно, все научатся следовать строгим правилам. Но если групп со строгими стандартами не будет, развитие замрет. Да, люди будут присоединяться к Движению, но меняться не будут. Успех нельзя определять по количеству последователей, это неверный критерий. Успех заключается в том, что люди становятся серьезными в сознании

Кришны. Чтобы это происходило, новички должны видеть перед собой цель, к которой нужно стремиться, иначе они закончат на том же уровне, с которого начали. Не будет движения, развития, Общество превратится в стоячее болото, люди будут неудовлетворены, потому что стремиться им будет не к чему.

Вопрос. Шридхара Свами говорит в комментарии к стиху йе йатха мам прападйанте, что проповедник берет на себя риск. Рискуют ли наши проповедники?

Ответ. Проповедь всегда сопряжена с риском, однако риск бывает двух видов: продуманный и глупый. Прабхупада учил нас: нужно чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Опасность заключается в том, что когда мы проповедуем начинающим и сами не очень стойки, они могут стащить нас вниз. Поэтому нужно сначала стать сильным, а потом проповедовать. Шрила Прабхупада часто цитировал известное изречение: «Врач, исцелись сам» - сначала встань на ноги, а потом уж взваливай на себя ответственность за других. Если вы духовно слабы, но пытаетесь изобразить духовную силу и берете под свое начало много людей, это риск глупый. Станьте сильными: строго следуйте садхане; не водитесь с кем попало, слушайте о Кришне, повторяйте Его святые имена, общайтесь с духовно сильными преданными, и только потом беритесь устраивать чужие судьбы. Пока вы слабы, вы никому не в состоянии помочь.

Вопрос. Если в ятре нет сильных преданных, которые могли бы взять на себя ответственность за других, значит ли это, что нам тоже не следует браться за эту задачу?

Ответ. Нет. Это значит, что ваша задача - найти преданного, чье общение будет давать вам силу. Если вы не можете найти такое общение в своем городе, ищите его в других местах.

Вопрос. Некоторым подопечным куратор нужен только для того, чтобы получить рекомендацию для посвящения - они сами в этом признаются. Как с ними себя вести?

Ответ. Их нужно правильно обучать, что займет некоторое время. Такие люди всегда будут, но их станет меньше, если их учить. На самом деле, бывает, что неправильно ведут себя и кураторы, и подопечные. Одни принимают куратора лишь бы получить посвящение, другие принимают подопечных и манипулируют ими, пользуясь тем, что те естественно стремятся к посвящению. Такие руководители заставляют преданных вести жизнь, к которой у них не лежит душа, и преданные вынуждены на это идти, потому что иначе им не дадут рекомендацию. Эта проблема возникла потому, что у начинающих преданных в свое время не было перед глазами хорошего примера, тогда как плохих было предостаточно. Мало того, они видели проявления двойной морали, когда лидеры говорили одно, а делали другое. Естественно, что эти преданные потеряли доверие: «Это что же? Я должен доверять им? Посмотрите сами, как они себя ведут!» В итоге теперь, чтобы все-таки склонить преданных к следованию правилам, лидеры не находят иного выхода как попросту ими манипулировать. В свою очередь это приводит к тому, что разочарованные преданные тоже пытаются найти иной выход-ищут куратора, который все-таки даст им рекомендацию. Ни о чем другом они больше думать не в состоянии, потому что отношение руководителей храма переполнило чашу их терпения. ИнымиЛсл6вами, обе стороны приложили руку к этой проблеме. Есть и другой случай - это преданные, которые не отличаются особым смирением и не готовы к посвящению. Когда руководители храма отказываются дать им рекомендацию и говорят, что они не готовы, им это не нравится. И хотя в этих конфликтах виноваты и преданные, и руководители храма, это не может служить оправданием для руководителей храма. Нельзя манипулировать преданными.

Меня также чрезвычайно беспокоит, когда руководители храма не дают преданному рекомендацию, но не называют причину и не помогают преданному исправиться. «Ты еще не готов», - говорят ему. То же самое он слышит через год, потом снова и снова. «Как же так! - негодует он. - Я делаю то же, что и другие, но все не готов и не готов». «Да, еще не готов», - слышит он в ответ. Никто не помогает ему понять, что нужно изменить в себе и как стать «готовым»; руководители храма не развивают таких отношений с преданными. А ведь именно так должна проявляться забота о преданных.

Чтобы преданный захотел исправиться, мало указать ему на ошибки, нужно заботиться о нем так, чтобы он поверил: к нему относятся с пониманием. Вы заблуждаетесь, если думаете, что забота о человеке сводится к указаниям: «Сделай то, а теперь сделай это. Видишь, как я о тебе забочусь!» или «Да, да, ты хороший преданный, а теперь займись-ка служением! Видишь, как я тебя люблю и опекаю!» Но стоит этому преданному заболеть, и куда девается эта любовь и забота? - «Нет его, ну и бог с ним!» Так не должно быть. Заботьтесь о людях так, чтобы они чувствовали это, и тогда они прислушаются к вашим советам по поводу того, как и в чем им нужно измениться. Если вы видите, что человек искренне старается, нужно это отметить, похвалить его и воодушевить. Не подавляйте его, не сталкивайте вниз, не заставляйте приходить к выводу, что руководить человеком значит принижать его. Некоторые преданные именно так представляют себе роль руководителя: «Руководитель - человек, который никогда не упустит случая указать на мои недостатки и принизить меня. Именно поэтому он наш руководитель». С таким отношением к людям ваш авторитет долго не продержится. Руководить людьми значит помогать им возвыситься и вдохновлять их. Настоящий наставник хочет, чтобы преданный, развиваясь в духовной жизни, обогнал его, и, если нужно, станет для него ступенькой, на которую можно опереться по дороге наверх. Таким должен быть наставник. Мы хотим возвышать людей, а не унижать, чтобы ими было сподручней управлять.

Вопрос. Кураторов пока так мало. Как они смогут опекать многочисленных новичков?

Ответ. Преданный, который опекает группу новичков, должен рассказать им о кураторах. Так он проявит бескорыстие и покажет, что не стремится извлечь выгоду из своей проповеди и не держится за престиж. Когда придет время, и новичку из его группы потребуется дальнейшее обучение и духовное прибежище, он должен познакомить его с куратором. Пусть он найдет в себе силы сказать подопечному: «Я не способен вести тебя дальше. Я умею давать лекции и объяснять основы сознания Кришны, но ты отныне нуждаешься в более серьезном духовном руководстве, и поэтому пришло время принять прибежище у более опытного вайшнава». Такова роль вартмапрадаршака-гуру.

Обязанности кураторов:

  • он заботится о своих подопечных как старший брат или старшая сестра;
  • куратор обязан давать подопечным советы не только по духовным, но также, если потребуется, по личным

’ и семейным вопросам;

  • куратор должен заботиться о всестороннем благополучии своего подопечного.

Вопрос. Может ли преданный найти духовное прибежище у равного, если тот обладает подходящими качествами?

Ответ. Конечно, может. Если преданный смиренен и относится к равному как к старшему - он может получить его милость. Тот, в свою очередь, считая себя его слугой, а не старшим, отнесется к его просьбе о наставлениях как к прекрасной возможности послужить: «Я не гожусь тебе в советчики, но если ты считаешь, что у меня есть чем поделиться, я с радостью готов служить тебе». Такие отношения между равными естественны. Вайшнавы не должны соперничать. Если преданный чувствует в себе дух соперничества, это значит, что пока он - каништха, материалистичный бхакта, который всегда и во всем хочет быть первым. Чтобы возвыситься, следует научиться ценить хорошие качества в других. Научившись видеть чужие достоинства, человек получит благо, потому что сможет служить другим преданным и благодаря этому перенимать их хорошие качества. Отношения таких преданных укрепляются, и оба они поднимаются над уровнем каништхи. Два персонажа «Махабхараты» представляют собой крайности в этом отношении: Дурьйодхана, который был не в состоянии найти никого, кто бы хоть чем-то был лучше его и Юдхиштхира Махарадж, который не мог найти ни одного человека, который хоть в чем-то уступал бы ему.

Вопрос. Теоретически мы все знаем, что нужно видеть в других достоинства, но в жизни так не всегда получается. Является ли такое теоретическое понимание первым шагом в правильном направлении?

Ответ. Конечно, является, но чтобы первый шаг не остался единственным, нужно теорию применять на практике - изменить поведение и развивать доверительные отношения. Доверие не появится в одночасье, но ведь нужно же с чего-то начинать.

Вопрос. Должен ли куратор прямо заявить своим подопечным, что он не соответствует требованиям, предъявляемым к куратору?