Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Третья часть [7]

Ответ. Я не призываю вас разрушать уже сложившиеся отношения - это не входит в мои намерения. Я объясняю, каким должен быть настоящий духовный наставник, и к каким вайшнавам нужно направлять преданных за духовным прибежищем. Вместо того чтобы говорить своему подопечному: «Я не соответствую требованиям, предъявляемым к куратору», скажите: «Вот настоящий духовный наставник, тебе лучше обратиться к нему». Это два совершенно разных подхода.

Основные принципы, которые должны усвоить подопечные

Подопечные должны:

  • подопечный должен быть хорошим грихастхой, в центре жизни которого находится Кришна;
  • у себя дома, на кухне и на алтаре подопечные должны следовать определенным стандартам духовной жизни и правилам поклонения;
  • подопечные должны быть хорошими женами, мужьями и родителями;
  • подопечные-дети должны вести себя в соответствии с наставлениями писаний;
  • подопечный должен выполнять обязательства, связанные с его социальным положением и содержанием семьи, и следовать духовным обетам;
  • мужчина должен знать, как правильно вести себя с женой, чужими женами и незамужними женщинами;
  • женщина должна знать, как правильно вести себя с брахмачари, санньяси, своим мужем и чужими мужьями;
  • у подопечных должно быть правильное отношение к преданным других жизненных укладов: брахмачари, санньяси и ванапрастхам;
  • подопечные должны знать, как правильно вести себя с непреданными членами семьи;
  • подопечные должны знать, как вести себя с материалистами.

Ниже мы приводим выдержки из лекций и ответы на вопросы, подробно разъясняющий основные принципы, которые должны усвоить подопечные.

Подопечные должны:

  • мужчина должен знать, как правильно вести себя с женой, чужими женами и незамужними женщинами;
  • женщина должна знать, как правильно вести себя с брахмачари, санньяси, своим мужем и чужими мужьями;
  • у подопечных должно быть правильное отношение к преданным других жизненных укладов; брахмачари, санньяси и ванапрастхам.

Вопрос. Если семейная пара нуждается в помощи и совете, могут ли они обратиться к куратору, у которого нет семьи?

Ответ. В общине преданных духовное прибежище должны давать, прежде всего, семейные люди. Поскольку большинство неженатых и незамужних преданных нуждаются в чьей-то опеке, преданный, не состоящий в браке, тоже может стать наставником - служение найдется для всех. Но у куратора тоже должен быть куратор. Отвечая на ваш вопрос, скажу: лучшие духовные наставники для общины преданных - семейная пара с прочными, сложившимися отношениями и устойчивым положением, потому что их отношения с подопечными будут правильными.

Женщина не должна быть духовным наставником для мужчины, исключая тот случай, если у нее есть муж и она никогда не остается с этим мужчиной наедине. В таком случае иногда это можно позволить. Но сейчас речь не о том, какие исключения можно допускать, а о том, что в качестве кураторов нам нужны семейные пары, которые подают идеальный пример. Начать нужно именно с этого -все остальное приложится.

Я не рассказываю вам сейчас о том, каким должен быть куратор для брахмачари, потому что не вижу брахмачари среди присутствующих. Преданный, который не является брахмачари, должен следовать правилам для домохозяина - третьего не дано. Конечно, есть преданные, которые не являются брахмачари, но и семьи не имеют. Я веду, однако, не к тому, что они должны немедленно вступить в брак, а к тому, что в общине преданных духовное прибежище должны давать, прежде всего, семейные люди.

Еще раз повторю: нам нужны грихастхи, отличающиеся постоянством и надежностью, чей брак добротен и прочен, и которые не ищут мужей и жен, потому что они у них уже есть. Не устоявшаяся жизнь и неудовлетворенные потребности вносят сумятицу в отношения с людьми, для которых вы играете роль, если в данном случае вас так можно назвать, духовного наставника. В итоге все идет насмарку.

Вопрос. Но ведь к людям преклонного возраста это не относится, потому что в их возрасте семью создавать уже поздно.

Ответ. Не относится, но все же женщина, даже если она в возрасте, может быть куратором только для женщин, а мужчина - только для мужчин. В Радха-Гопинатха Мандире есть такие кураторы.

Вопрос. То есть, кураторская система охватывает и их тоже?

Ответ. Именно.

Вопрос. Получается, большинство проблем создают те, кто молоды и не состоят в браке, верно?

Ответ. Отчасти, но не совсем. Не только молодым хочется жениться и выйти замуж. Кураторская система начинается с проповеди, поэтому я вам и проповедую. Я никому не запрещаю становиться кураторами, но начать нужно с того, что заложить прочный фундамент - найти грихастх, которые подают идеальный пример. В такой семье муж опора для жены, а жена для мужа, у них есть средства к существованию и все, что необходимо для того, чтобы поддерживать себя материально. Они зарабатывают на жизнь честным трудом и живут просто, им не нужны деньги подопечных. Такие грихастхи - опора общины. На прочном фундаменте можно построить любое здание, неважно большое или маленькое -он выдержит вес. Но если фундамент шаткий, то не важно, большое или маленькое строение вы на нем построите- все равно рухнет.

Для кураторской системы нужны преданные, которые неуклонно следуют правилам того уклада жизни, в котором они находятся. Это требование также принято в Радха-Гопинатха Мандире. Преданные там либо состоят в браке, либо живут как брахмачари; есть также одинокие пожилые люди. Женщины опекают женщин, мужчины опекают мужчин - все очень просто.

Вопрос. Но ведь в любой общине есть и всегда будут преданные, которые пока не определились с ашрамом, причем самых разных возрастов. Не бывает так, чтобы все без исключения жили как надо.

Ответ. Это правда. Поэтому таким преданным нужен куратор.

Вопрос. В нашем храме женщины не занимаются активной проповедью новичкам. Поэтому молодым девушкам, которые присоединяются к Движению, проповедуют брахмачари и неженатые преданные-прихожане среднего возраста. Это, конечно, нехорошо, и руководители храма, а также старшие преданные ругают их за это. Стоит ли руководителям быть строже в этом отношении или в таких случаях следует пойти на уступки, учитывая, что женщин-проповедников не хватает? Позволительно ли мужчинам проповедовать девушкам?

Ответ. В Киеве на семинаре кураторов эту тему затерли до дыр. Я намеренно пригласил семейную пару вести этот семинар, а не взялся за него сам именно потому, что не хотел, чтобы санньяси или брахмачари брали бразды правления в свои руки. Это задача для грихастх. Каждый, кто был на киевском семинаре кураторов, должен был уяснить себе: чтобы у нашего Движения было будущее, нам нужен надежный, устойчивый грихастха-ашрам.

Помощь, которую могут оказать настоящие грихастхи общине, неоценима. В Радха-Гопинатха Мандире таких старших преданных-грихастх много, Шридам и Кишори отнюдь не составляют исключения. Муж и жена там проповедуют вместе, показывают пример, как должен жить домохозяин, и какими должны быть правильные отношения между мужчинами и женщинами.

Участники семинара кураторов стали сомневаться в том, что правила, которые приняты в Радха-Гопинатха Мандире и являющиеся традиционной частью индийской культуры, смогут прижиться у нас. Шридам и Кишори с этим не согласились. О Бомбее можно с полным правом сказать, что в мире трудно найти другой настолько же морально разложившийся город. Не надо пенять на традиции, оправдывая свое нежелание строго ограничивать общение мужчин и женщин.

Раз уж вы задали этот вопрос, я, пожалуй, воспользуюсь случаем и выскажу все, что думаю по этому поводу, не смягчая выражений. Буду честен и откровенен: мне тошно видеть, как в СНГ порой ведут себя мужчины и женщины. Все: и преданные, и непреданные, хотя преданных это касается в меньшей степени.

Это ужасно! Особенно эта неприличная манера общаться бросается в глаза на фестивалях. Брахмачари в шафрановых одеждах уединяются с женщинами и ведут с ними беседы. Я ждал подходящего случая, чтобы заговорить на эту тему, но решил начать разговор о кураторской системе на более оптимистичной ноте. Я нарочно привез с собой Шридама и Кишори, чтобы показать вам, как нужно себя вести, прежде чем объяснять, как нельзя. С этой же целью я пригласил сто пятьдесят преданных на семинар и попросил распространить преданным диск с записью этого семинара. С этой целью я намерен проводить такие семинары ежегодно. С этой целью я говорю о том, как должны правильно общаться мужчины и женщины, в каждом городе, который посещаю - я хочу, наконец, положить конец этому отвратительному явлению.

Вы видели пример, достойный подражания, - видели как грихастхи должны проповедовать, вам объяснили, что для семейных людей проповедовать и подавать хороший пример очень важно. Без настоящих грихастх, которые проповедуют и берут на себя заботу о других преданных, наша проповедь много потеряет. Скажу больше: если наши брахмачари или неженатые мужчины будут и дальше брать под крыло девушек, как они это делают сейчас, - дурной пример заразителен, - мы скатимся по наклонной плоскости.