Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Ниранджана Свами

Оглавление: Забота о преданных Кришны

Вторая часть [6]

Домохозяева и брахмачари зависят друг от друга - брахмачари зависят от семейных людей, потому что те помогают им поддерживать храм, а семейные люди зависят от брахмачари, потому что те им проповедуют и вдохновляют их. Между брахмачари и грихастхами царят очень хорошие взаимоотношения. Если кто-то из живущих в храме брахмачари позволит себе неуважительно отозваться о грихастхах, ему больше нет места в ашраме. Никаких исправительных сроков - ему не позволят остаться в храме. Почему? Потому что в этом храме принято уважать друг друга. Многие семейные люди занимаются служением не меньше брахмачари, несмотря на то, что у них есть работа. Некоторые из них - врачи, управляющие, бизнесмены, у всех есть семьи. Тем не менее, по вечерам они находят время, чтобы собираться вместе, слушать о Кришне и говорить об Его играх. Помимо этого, они помогают поддерживать храм. Вот так должна выглядеть община.

Мы все в той или иной мере нуждаемся в поддержке. Разумеется, чем в большей степени мы принимаем прибежище святого имени, тем отреченнее мы сможем жить, и тем меньше мы будем зависеть от внешних обстоятельств; чем больше мы полагаемся на святое имя, тем больше силы от него получаем. Возможно, это звучит как описание идеального случая, потому что даже сейчас мы детально обсуждали именно систему, форму. Мне приходится следить за тем, чтобы она не затмила в ваших глазах содержание, чтобы вы не забыли о нем, с места в карьер бросившись создавать новые комитеты и советы. Нет смысла созывать преданных и предлагать им создавать новые формы, надеясь, что хорошо продуманная структура превратит нас в дружную семью. Нет, так не получится. Содержание должно быть на первом месте, а форма - на втором. Прабхупада однажды сказал: «Если вы проповедуете, трудностей с управлением у вас не будет». Что он имел в виду? Если вы вдохновите людей, они сами придут к вам и предложат помощь. Какими бы замечательными ни были наши идеи, осуществить их, пренебрегая проповедью, мы не сможем. Создавая форму и пренебрегая содержанием (слушанием и воспеванием), мы тем самым рискуем остаться с красивой оболочкой, внутри которой ничего нет и которая поэтому долго не продержится. Даже если оболочка добротная, это не поможет - пустышки долго не живут. Строить сознание Кришны на пустоте невозможно - сознание Кришны можно основывать только на сознании Кришны.

Важно понять, в чем нужно изменить свои взгляды. Некоторым преданным потребуются серьезные перемены в сознании, чтобы научиться заботиться о других, помогать им развивать сознание Кришны. Все остальное - забота о храмах, об организации - приложится, потому что преданные будут чувствовать вдохновение.

Многие из вас семейные люди, и может быть сейчас вы не уверены, возможно ли изменить храм в вашем городе по образу и подобию храма в Чоупати, а если да, то как это сделать. Совсем не обязательно, приступая к переменам, начинать непременно с храма. Разумеется, храм должен быть источником вдохновения для всех членов общины, но что мы имеем в виду под храмом? Здание? Здание еще не храм. Так что же делает его храмом? Преданные - преданные, живущие как в храме, так и вне его. Конечно же, храм - благоприятное место для создания большой семьи преданных, помогающих друг другу. Возможно это самое лучшее место для того, чтобы собираться вместе, но храмы есть не во всех городах. Что же делать преданным, у которых храмов поблизости нет? Собираться в любом другом месте - его можно найти, в этом нет никаких сомнений.

Как мы уже говорили, самое важное в отношениях между преданными - создать атмосферу заботы. Надо учиться заботиться о других - не ради положения или известности, не ради того, чтобы зарабатывать на жизнь, содержать квартиру, храм или прокормить семью. Все это нужно, но в первую очередь нужно бескорыстно помогать другим развивать сознание Кришны. Все остальное приложится.

Преданных, которые помогают другим преданным и являются для них наставниками, часто называют кураторами, а систему - кураторской. Что же получается, мы создали еще одну форму? Да, это форма, и поэтому не следует забывать о содержании - у каждого куратора должно быть правильное понимание своей роли. Кем бы ни был куратор - брахмачари или грихастхой, у него должно быть серьезное отношение к обязанностям, связанным с его ашрамом, и он должен быть устойчив в сознании Кришны. Преданный, который научился мудро справляться с жизненными трудностями и брать на себя ответственность (в конце концов, человеческая жизнь подразумевает ответственность), может стать куратором и заботиться о благе других.

Прабхупада говорил: «Если вы заботитесь о преданных Кришны, Кришна заботится о вас». Когда преданный чувствует поддержку духовного учителя и святого имени, у него возникает желание давать, ничего не требуя взамен. Это ни с чем не сравнимое чувство, именно так распространяется сознание Кришны.

Пора изменить свое отношение к людям, нельзя смотреть на них с точки зрения того, какую выгоду из них можно извлечь. Наоборот, нас должно интересовать, что мы можем сделать для людей. Если преданные будут вести себя так - ничего, что сначала это будет довольно формально - глубокое понимание со временем придет, и мы обнаружим удивительные перемены. Преданные сдружатся, начнут заботиться друг о друге, и мысль о том, что можно когда-нибудь оставить общество таких удивительных людей, им просто в голову не придет. В таком обществе мы сможем развивать вкус к святому имени Господа, к киртану и крииша-катхе. Нам будет все равно, какое положение в жизни мы занимаем, ведь Господь Чайтанья не делал различий - грихастха, ванапрастха, санньяси - Ему было все равно. Шрила Нароттама дас Тхакур говорит в одном из своих бхаджанов: «Кем бы вы ни были - брахмачари, грихастхой, ванапрастхой или санньяси - если вы рады участвовать в движении санкиртаны Господа Чайтаньи, я жажду общаться с вами». Именно на этой основе должны строиться наши отношения в сознании Кришны.

Я хочу, чтобы вы, вернувшись в свои храмы, воссоздали там это настроение заботы и сотрудничества на основе кришна-катхи. Развивайте такие отношения с преданными в повседневном общении, проповедуйте им, заботьтесь о них, ничего им не навязывайте, и вы увидите, как все начнет меняться. Эта задача осуществима - трудна, но осуществима. Она потребует твердой веры в наставления Шрилы Прабхупады. Он дал нам все - не только сознание Кришны, но и идеальную формулу распространения сознания Кришны. Если у нас есть вера в наставления Прабхупады и мы стараемся распространять сознание Кришны так, как это делал он - с верой в гуру и Кришну, с верой в святое имя - то успех нам обеспечен.

Вспомните, с какой верой в святое имя Шрила Прабхупада шел проповедовать в парк на Томпкинс-сквер в Нью-Йорке. У него не было ни каратал, ни мриданги - только маленький барабанчик, который до сих пор хранится в нью-йоркском храме. Шрила Прабхупада играл на нем, и с твердой верой в святое имя пел киртан. Именно так Шрила Прабхупада начал Движение сознания Кришны, именно так он его распространял, и именно так он завещал распространять это Движение нам. Я очень надеюсь, что нам это удастся, и эта надежда возникла у меня благодаря тому, что я убедился в том, какое благо приносят обсуждения святого имени. Давайте же и дальше проповедовать славу святого имени, славу чистого преданного Кришны, Шрилы Прабхупады, и исполнять его самое заветное желание: «Воспевайте и будьте счастливы!»

Куратор - скорей опекун, чем руководитель

19 апреля 2001 г., Киев

Шрила Прабхупада основал это Движение в основном для того, чтобы преданные могли служить Кришне и развивать между собой отношения любви, как их описывал Шрила Рупа Госвами. Мне хотелось бы рассказать вам одну историю, благодаря которой я лучше понял, насколько важна кураторская система. Сам о том не подозревая, я оказался в положении куратора по отношению к одному преданному. Этот случай заставил меня задуматься над тем, какими должны быть отношения между куратором и подопечным. Надеюсь, что преданный, о котором пойдет речь, не против того, чтобы я использовал его в качестве примера. Имени его я вам не назову; полагаю, подавляющему большинству преданных оно все равно ни о чем не скажет.

Я знаю этого преданного вот уже двадцать три года: он присоединился к движению еще в 1978 г. Наши личные отношения всегда были хорошими. Но я, кроме того, был еще и его руководителем, и это порой мешало нашим личным отношениям. Он старый преданный, хорошо знает шастры и устойчив в сознании Кришны. У него есть определенное представление о том, как лучше применять свои способности и желания в преданном служении, а также некоторые идеи по поводу того, что ему нужно для сознания Кришны. Руководство храма не всегда одобряло его идеи, но он старался учитывать их мнение и согласовывать свои планы с их пожеланиями. Однако ему казалось, что на него изрядно нажимают. Это его очень удручало, и несколько раз он просил меня о том, чтобы я воспользовался своим положением Джи-би-си и повлиял на руководство храма. Этот преданный часто приходил ко мне, рассказывал о том, что ему нужно в духовной жизни, и я вполне благожелательно относился к его идеям. Но потом у него вошло в привычку приходить ко мне только за тем, чтобы заручиться моей поддержкой, в случае же, если я давал ему совет, идущий вразрез с его планами, он был неудовлетворен. Мне не нравились такие формальные отношения, я хотел, чтобы они были личными. Поэтому я решил, что буду для него просто другом, а не руководителем. Поразмыслив, я написал ему об этом письмо - в то время я как раз путешествовал и не мог поговорить с ним лично:

«Ты старший преданный, зрелый, и вполне способен принимать решения самостоятельно. Действуй так, как ты считаешь лучшим в своей духовной жизни, я не хочу тебе препятствовать. Я хочу быть просто твоим другом. Если ты считаешь, что отношения со мной приносят тебе благо, приходи ко мне, и мы будем говорить о философии сознания Кришны и об играх Господа. Я люблю слушать, как ты рассказываешь о том, что прочел в священных писаниях. Но наши беседы не обязательно должны сводиться к монологу. Если тебе понадобятся мои наставления или совет, я дам тебе их. Одним словом, если ты считаешь, что я обладаю чем-то ценным с духовной точки зрения, я готов с тобой этим поделиться, но не считай меня отныне своим руководителем. Давай попытаемся изменить наши отношения».