Вы здесь:  

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 11. Всеобщая история

Глава 10. Природа кармической деятельности
Купить книгу Шримад Бхагаватам Песнь 11

Глава 10. Природа кармической деятельности

 

1. Верховная Личность Бога сказал: Приняв полное убежище во Мне с умом тщательно сосредоточенным на преданном служении Господу, как оно было описано Мной, каждый должен жить без (какого-либо) личного желания и практиковать социальную и профессиональную систему, называемую варнашрамой.

 

2. Очищенная душа должна увидеть, что обусловленные души, которые предаются чувственному удовлетворению, ложно принимают объекты чувственного наслаждения за истину, и что все их усилия обречены на провал.

 

3. Тот, кто спит, может видеть множество объектов чувственного удовлетворения во сне, но такие приятные вещи являются только созданиями ума и таким образом в конце концов бесполезны. Подобно этому, живое существо, которое является спящим по отношению к своему духовному тождеству, также видит множество объектов чувств, но эти бесчисленные объекты временного удовлетворения являются порождениями иллюзорной потенции Господа и не имеют вечного <постоянного> существования. Тот, кто медитирует на них, очарованный чувствами, бесполезно использует свой интеллект.

 

4. Тот, кто сконцентрировался на Мне внутри своего ума, как на цели жизни, должен оставить поступки, базирующиеся на чувственном удовлетворении и должен вместо этого выполнять работу, определяемую регулирующими принципами для продвижения. Когда, однако, ктолибо полностью погружается в поиск конечной истины души, он не должен принимать предписаний писаний, регулирующих плодотворную деятельность.

 

5. Тот, кто принял Меня, как конечную цель жизни, должен строго выполнять духовные предписания, запрещающие греховную деятельность, и, насколько это возможно, должен выполнять предписания, определяющие второстепенные регулирующие обязанности, такие как чистоплотность. В конечном счете, однако, каждый должен приблизиться к истинному духовному учителю, который полон знания обо Мне, как Я есть, который умиротворен, и который с помощью духовного возвышения стал неотличным от Меня.

 

6. Слуга или ученик духовного учителя должен быть свободен от ложного престижа, никогда не считая себя производящим действия. Он должен быть активным и никогда не лениться и должен оставить все чувство собственничества над объектами чувств, включая своих жену, детей, дом и общество. Он должен быть наделен чувствами любовного отношения к духовному учителю и никогда не должен уклоняться или попадать впросак. Слуга или ученик должен всегда желать продвижения в духовном понимании, не должен никому завидовать и должен всегда избегать бесполезного разговора.

 

7. Каждый должен видеть свой истинный личный интерес в жизни во всех обстоятельствах и должен поэтому оставаться в стороне от жены, детей, дома, земли, родственников, друзей, богатства и тому подобного.

8. Точно также, как огонь, который горит и светит, отличен от куска дерева, который должен гореть, чтобы дать освещение, так и наблюдатель в теле, самопросвещенная духовная душа, отлична от материального тела, которое должно быть освещено сознанием. Таким образом духовная душа и тело обладают разными характеристиками и являются отдельными сущностями.

 

9. Точно также, как огонь может появляться отдельно, как дремлющий, проявленный, слабый, блестящий и так далее, согласно состоянию топлива, так и духовная душа входит в материальное тело и принимает определенные телесные качества характеристики.

 

10. Тонкие и грубые материальные тела создаются материальными гунами природы, которые распускаются из потенции Верховной Личности Бога. Материальное существование имеет место, когда живое существо ложно принимает качества грубого и тонкого тел за свою собственную истинную природу. Это иллюзорное состояние, однако, может быть уничтожено реальным знанием.

 

11. Поэтому с помощью взращивания знания каждый должен приблизиться к Верховной Личности Бога, находящемуся в нем самом. Поняв чистое, трансцендентальное существование Господа каждый должен постепенно оставить ложной взгляд на материальный мир, как на независимую реальность.

 

12. Духовного учителя можно сравнить с нижней зажигающей палочкой, ученика - с верхней зажигающей палочкой, и наставления, даваемые гуру, - с третьей палочкой, находящейся между ними. Трансцендентальное знание, передаваемое от гуру к ученику, сравнимо с огнем, возникающим от их контакта, который сжигает темноту невежества до тла, принося великое счастье как гуру, так и ученику.

 

13. При помощи покорного слушания от опытного духовного учителя искусный ученик развивает чистое знание, которое отражает яростный штурм материальной иллюзии, возникающей из трех гун материальной природы. В итоге это чистое знание само по себе прекращается, как огонь прекращается, когда запас топлива израсходуется.

 

14-16. Мой дорогой Уддхава, Я таким образом объяснил тебе совершенное знание. Однако, существуют философы, которые бросают вызов Моему заключению. Они утверждают, что естественное положение живого существа - заниматься плодотворной деятельностью, и они смотрят на него, как на наслаждающего счастьем и несчастьем, которые вытекают из его собственной работы. Согласно этой материалистической философии мир, время, откровенные писания и «я» - все являются разнообразными и вечными, и существуют в виде постоянного потока преобразований. Знание, кроме того, не может быть единственным или вечным, потому что оно возникает от различных и изменчивых форм объектов; таким образом знание само по себе всегда подвержено изменению. Даже если ты примешь такую философию, Мой дорогой Уддхава, все еще будут существовать рождение, смерть, старость и болезни, так как все живые существа должны принимать материальное тело, подверженное влиянию времени.

 

17. Несмотря на то, что исполнитель плодотворной деятельности желает вечного счастья, ясно прослеживается, что материалистические работники бывают часто несчастливы и только случайно удовлетворены, доказывая таким образом, что они не являются независимыми от своей судьбы и не управляют ею. Когда одна личность всегда находится под высшим контролем другой, как она может надеяться на какие-либо значительные результаты от своей собственной плодотворной деятельности?

 

18. В материальном мире можно увидеть, что иногда даже разумный человек несчастлив. Подобно этому, даже великий глупец бывает счастливым. Понятие о становлении счастливым через искусное выполнение материальной деятельности является просто бесполезной демонстрацией ложного эгоизма.

 

19. Даже если люди знают, как достичь счастья и избежать несчастья, они все равно не знают процесса, при помощи которого смерть не сможет оказывать на них никакого влияния.

 

20. Смерть отнюдь не приятна, и так как каждый в точности подобен приговоренному, лежащему на плахе, какое счастье люди могут извлечь из материальных объектов или удовлетворения, которыми они запасаются?

 

21. То материальное счастье, о котором мы слышим, такое как вознесение на райские планеты для небесного наслаждения, в точности подобно тому материальному счастью, которое мы уже испытали. Оба они запачканы ревностью, завистью, гниением и смертью. Поэтому, точно также, как попытка взрастить урожай остается бесплодной, если существует множество проблем, подобных болезни урожая, налету насекомых или засухе, так и попытка достичь материального счастья, либо на этой Земле, либо на райских планетах, всегда является бесполезной благодаря неисчислимым препятствиям.

 

22. Если кто-либо совершает Ведические жертвоприношения и плодотворные ритуалы без какой-либо ошибки или загрязнения, он достигнет райского положения в следующей жизни. Но даже этот результат, который достигается только с помощью совершенного исполнения плодотворных ритуалов, будет похоронен временем. Сейчас послушай об этом.

 

23. Если на Земле кто-либо совершает жертвоприношения для удовлетворения полубогов, он отправляется на райские планеты, где в точности подобно полубогу он наслаждается всеми небесными удовольствиями, которые он заработал своими жертвоприношениями.

 

24. Достигнув райских небесных планет, исполнитель ритуальных жертвоприношений путешествует на сверкающем самолете, который он приобретает в качестве результата за свою набожность на Земле. Прославляемый песнями, воспеваемыми Гандхарвами, и одетый в удивительно прелестные одежды, он наслаждается жизнью, окруженный небесными богинями.

 

25. Сопровождаемый райскими женщинами наслаждающийся плодами жертвоприношения совершает приятные прогулки на замечательном аэроплане, который украшен окружностями звонких колокольчиков и который летит туда, куда ему хочется. Расслабленный, удобно устроенный и счастливый в райских садах удовольствия, он не считает, что он расходует плоды своего благочестия и вскоре упадет вниз в смертный мир.

 

26. До тех пор, пока его благочестивые результаты не израсходованы до конца, исполнитель жертвоприношения наслаждается жизнью на небесных планетах. Однако, когда благочестивые результаты бывают (полностью) израсходованы, он падает вниз из садов небесного удовольствия, влекомый против своего желания силой вечного времени.

 

27-29. Если человеческое существо занимается греховной, безбожной деятельностью, либо благодаря дурному общению, либо благодаря своей неспособности контролировать свои чувства, то затем такой человек будет определенно развивать личность, полную материальных желаний. Таким образом он становится скаредным по отношению к другим, жадным и всегда обеспокоенным эксплуатацией тел женщин. Когда его ум настолько загрязняется, он становится склонным к насилию и агрессивным и, не считаясь с авторитетом Ведических предписаний, убивает невинных животных для чувственного удовлетворения. Поклоняясь привидениям и духам, введенный в заблуждение человек целиком попадает в тиски неавторитетной деятельности и таким образом отправляется в ад, где он получает материальное тело, зараженное темнейшими качествами природы. В таком опустившемся теле, он, в сожалению, продолжает совершать неблагоприятную деятельность, которая чрезмерно увеличивает его будущие несчастья, и поэтому он снова принимает подобное материальное тело. Какое возможное счастье может быть для того, кто занимается деятельностью, неизбежно кончающейся смертью?

 

30. На всех планетарных системах, от райских до адских, и для всех великих полубогов, которые живут в течение тысячи йуга-циклов, имеется страх передо Мной в Моей форме времени. Даже Брахма, который владеет самой высокой продолжительностью жизни

311.040.000.000.000 лет, также боится Меня.

 

31. Материальные чувства создают материальную деятельность, либо благочестивую, либо греховную, и гуны природы приводят материальные чувства в движение. Живое существо, будучи полностью занятым материальными чувствами и гунами природы, испытывает различные результаты плодотворной работы.

 

32. Пока живое существо считает, что гуны материальной природы имеют отдельное существование, оно будет вынуждено принимать рождение во множестве различных форм и будет испытывать пестроту материального существования. Поэтому живое существо остается полностью зависимым от плодотворной деятельности под влиянием гун природы.

 

33. Обусловленная душа, которая остается зависимой от плодотворной деятельности под влиянием материальных гун природы, будет продолжать бояться Меня, Верховной Личности Бога, так как Я навязываю ей результаты ее плодотворной деятельности. Те, кто принимают материальную концепцию жизни, считая пестроту гун природы действительной, предаются материальному наслаждению и поэтому всегда погружены в скорбь и горе.

 

34. Когда имеет место возбуждение и взаимодействие материальных гун природы, живые существа затем описывают Меня различными способами, такими как всемогущее время, «Я», Ведическое знание, вселенная, их собственная природа, религиозные церемонии и так далее.

 

35. Шри Уддхава сказал: О мой Господь, живое существо, расположенное в материальном теле, окружено гунами природы и счастьем и несчастьем, которые рождаются из деятельности, вызываемой этими гунами. Как это бывает возможно, что оно бывает не сковано этим материальным окружением? Можно также сказать, что живое существо в конечном счете трансцендентально и не имеет ничего общего с материальным миром. Тогда как же оно вечно сковано материальной природой?

 

36-37. О мой Господь, Ачйута, одно и то же живое существо иногда описывается, как вечно обусловленное, и в другое время - как вечно освобожденное. Поэтому я не могу понять настоящего положения живого существа. Ты, мой Господь, являешься лучшим из тех, кто искусен в ответе на философские вопросы. Пожалуйста, объясни мне признаки, по которым каждый может установить различие между тем живым существом, которое вечно освобождено, и тем, которое вечно обусловлено. Какими различными способами они бывают расположены, наслаждаются жизнью, едят, опорожняются, лежат, сидят и передвигаются?