Глава 10. Господь Шива и Ума прославляют Маркандейу Риши

 

1. Сута Госвами сказал: Это богатое представление Своей иллюзорной потенции устроил Верховный Господь Нарайана. Маркандейа Риши, прочувствовав эту игру, принял убежище Господа.

 

2. Шри Маркандейа сказал: О Господь Хари, я принимаю убежище у подошв Твоих лотосных стоп, которые награждают бесстрашием всех, кто предается им. Даже великие полубоги бывают сбиты с толку Твоей иллюзорной энергией, которая приходит к ним в обличии знания.

 

3. Сута Госвами сказал: Господь Рудра, путешествующий в небе на своем быке и сопровождаемый своей супругой, Рудрани, а также своими личными спутниками, увидел Маркандейу, (находившегося) в трансе.

 

4. Богиня Ума, увидев мудреца, обратилась к Господу Гирише: Мой господин, ты только посмотри на этого ученого брахману, его тело, ум и чувства, застывшие в трансе.

 

5. Он так спокоен, как воды океана, когда ветер исчез и рыбы остаются тихими <неподвижными>. Поэтому, мой господин, так как ты даруешь совершенство исполнителям аскез, пожалуйста, награди этого мудреца совершенством, что очевидно (без сомнений) причитается ему.

 

6. Господь Шива ответил: Безусловно, этот святой брахмана не хочет никакого благословения, даже самого освобождения, так как он достиг чистого преданного служения неисчерпаемой Личности Бога.

 

7. Тем не менее, моя дорогая Бхавани, давай поговорим с этой святой личностью. В конце концов, общение со святыми преданными - это высочайшее достижение человека.

 

8. Сута Госвами сказал: Промолвив такие слова, Господь Шанкара - убежище духовных душ, учитель всех духовных наук и правитель всех воплощенных живых существ - приблизился к мудрецу.

 

9. Так как материальный ум Маркандейи прекратил свое функционирование, мудрец не был способен заметить, что Господь Шива и его жена, правители вселенной, лично пришли повидаться с ним. Маркандейа был так глубоко погружен в медитацию, что он забыл и про себя, и про внешний мир.

 

10. Прекрасно понимая ситуацию, могущественный Господь Шива применил свою мистическую силу, чтобы войти в небо сердца Маркандейи, точно также, как ветер влетает в отверстие.

 

11-13. Шри Маркандейа увидел Господа Шиву, внезапно появившегося в его сердце. Золотистые волосы Господа Шивы были похожи на молнию, и у него было три глаза, десять рук и высокое тело, которое сияло подобно восходящему Солнцу. На нем была тигровая шкура, и он нес трезубец, лук, стрелы, щит и меч, вместе с молитвенными четками, барабаном дамару, черепом и топором. Изумленный, мудрец вышел из своего транса и подумал, - «Кто это, и откуда он взялся?»

 

14. Открыв свои глаза, мудрец увидел Господа Рудру, духовного учителя трех миров, вместе с Умой и последователями Рудры. Затем Маркандейа предложил свои почтительные поклоны, преклонив свою голову.

 

15. Маркандейа оказал почтение Господу Шиве, Уме и товарищам Шивы, предложив им слова приветствия, места для сидения, воду для омовения их стоп, питьевую воду с приятным запахом, ароматические масла, цветочные гирлянды и лампы арати.

 

16. Маркандейа сказал: О могущественный господин, что я могу сделать для тебя, который полностью удовлетворен своим собственным экстазом? На самом деле по своей милости ты удовлетворяешь весь этот мир.

 

17. Снова и снова я предлагаю поклоны тебе, О всеблагая трансцендентальная личность. Как господин благости, ты даешь удовольствие, в контакте с гуной страсти ты выглядишь самым страшным, и ты также общаешься с гуной невежества.

 

18. Сута Госвами сказал: Господь Шива, выдающийся полубог и убежище святых преданных, получил наслаждение от восхваления Маркандейи. Довольный он улыбнулся и обратился к мудрецу.

 

19. Господь Шива сказал: Пожалуйста, проси любое благословение, так как среди всех, кто дает благословения, мы трое - Брахма, Вишну и я - наилучшие. Лицезрение нас никогда не бывает тщетным, так как, просто увидев нас, смертный достигает бессмертия <амриты>.

 

20-21. Обитатели и правящие полубоги всех планет, вместе с Господом Брахмой, Верховным Господом Хари и мной, прославляют, поклоняются и помогают тем брахманам, которые святы, всегда умиротворены, свободны от материальной привязанности, сострадательны ко всем живым существам, чисто преданны нам, лишены ненависти и наделены равным видением.

 

22. Такие преданные не делают различия между Господом Вишну, Господом Брахмой и мной, и также они не делают различия между ними самими и другими живыми существами. Поэтому, так как ты являешься этим видом святого преданного, мы поклоняемся тебе.

 

23. Простые резервуары воды не составляют святых мест, и также безжизненные статуи полубогов не являются настоящими почитаемыми божествами. Так как внешнее зрение не способно оценить высшую сущность святых рек и полубогов, они очищают только после очень значительного времени. Но преданные, подобные тебе, очищают сразу, когда появляются перед глазами.

 

24. Медитируя на Верховную Душу, совершая аскезы, занимаясь изучением Вед и соблюдая регулирующие принципы, брахманы поддерживают в себе три Веды, которые неотличны от Господа Вишну, Господа Брахмы и меня. Поэтому я предлагаю свои поклоны брахманам.

 

25. Даже худшие из всех грешников и неприкасаемые очищаются, только услышав о личностях, подобных тебе, или увидев их. Представляю, насколько они очищаются, непосредственно говоря с тобой.

 

26. Сута Госвами сказал: Пьющий своими ушами нектарные слова Господа Шивы, полные сокровенной сути религии, Маркандейа Риши не мог быть удовлетворен.

 

27. Маркандейа, принужденный иллюзорной энергией Господа Вишну скитаться в течение долгого времени в водах опустошения, был крайне истощен. Но слова нектара, произнесенные Господом Шивой, разрушили его накопленное страдание. Таким образом он обратился к Господу Шиве.

 

28. Шри Маркандейа сказал: На самом деле для воплощенных душ крайне трудно понять игры вселенских правителей, так как такие господа склоняются перед и предлагают слова восхваления самим живым существам, которыми они управляют.

 

29. В основном это делается, чтобы побудить обусловленные души принять религиозные принципы, чтобы авторитетные учителя религии демонстрировали идеальное поведение, поощряя и восхваляя надлежащее поведение других (~).

 

30. Это кажущееся смирение - просто оказание милости. Такое поведение Верховного Господа и Его личных товарищей, на которых Господь влияет Своей собственной чарующей потенцией, не уменьшает Его силу сколько-нибудь больше, чем демонстрация трюков уменьшает силы трюкача.

 

31-32. Я предлагаю свои глубокие поклоны Верховной Личности Бога, который создал всю эту вселенную просто Своим желанием и затем вошел в нее в качестве Сверхдуши. Заставляя гуны природы действовать, Он кажется непосредственным творцом этого мира, точно также, как спящий кажется действующим внутри его сна. Он - владелец и высший правитель трех качеств природы, и все таки Он остается один и является чистым, не имеющим равного. Он - верховный духовный учитель всех, изначальная личная форма Абсолютной Истины.

 

34. О всепроникающий господин, так как я получил благословение видеть тебя, какие еще благословения я могу попросить? Просто увидев тебя, человек исполняет все свои желания и может достичь всего, чего только можно представить.

 

35. Сута Госвами сказал: Таким образом почтенный и прославленный красноречивыми словами мудреца Маркандейи, Господь Шарва [Шива], ободренный своей супругой, ответил ему следущее.

 

36. О великий мудрец, так как ты предан Господу Адхокшадже, все твои желания будут исполняться. До самого конца этого цикла творения ты будешь наслаждаться благочестивой славой и свободой от старости и смерти.

 

37. О брахмана, да будешь ты иметь совершенное знание прошлого, настоящего и будущего, и вместе с ним трансцендентальное осознание Всевышнего, обогащенное отречением. Ты обладаешь блеском идеального брахманы, и таким образом, достигни положения духовного учителя Пуран.

 

38. Сута Госвами сказал: Предоставив таким образом благословения Шри Маркандейе Риши, Господь Шива направился своей дорогой, продолжая описывать богине Деви достижения мудреца и непосредственную демонстрацию иллюзорной энергии Господа, которую тот воспринял.

 

39. Маркандейа Риши, лучший из потомков Бхригу, славится своим достижением совершенства в мистической йоге. Даже сегодня он путешествует по этому миру, полностью погруженный в беспримесную преданность к Верховной Личности Бога.

 

40. Таким образом я рассказал тебе о деятельности высоко разумного мудреца Маркандейи, а особенно, как он постиг удивительную силу иллюзорной энергии Верховного Господа.

 

41. Хотя это событие и было уникальным и беспрецендентным, некоторые неразумные люди сравнивают его с циклом иллюзорного материального существования, что Верховный Господь создал для обусловленных душ, - бесконечным циклом, который продолжается с незапамятных времен.

 

42. О лучший из Бхригу, этот рассказ, касающийся Маркандейи Риши, передает трансцендентальную потенцию Верховного Господа. Любой, кто надлежащим образом рассказывает или слушает его, никогда снова не подвергнется материальному существованию, которое основано на желании совершать плодотворную деятельность.