Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шримад Бхагаватам

Песнь 3. Статус кво

Глава 1. Вопросы Видуры

Текст: 31

ШБ 3.1.31
кшемам̇ са каччид йуйудха̄на а̄сте
йах̣ пха̄лгуна̄л лабдха-дханӯ-рахасйах̣
лебхе ’н̃джаса̄дхокшаджа-севайаива
гатим̇ тадӣйа̄м̇ йатибхир дура̄па̄м

Пословный перевод

кшемам — все благополучно; сах̣ — он; каччит — ли; йуйудха̄нах̣ — Сатьяки; а̄сте — есть; йах̣ — тот, кто; пха̄лгуна̄т — у Арджуны; лабдха — достиг; дханух̣-рахасйах̣ — проник в тайны военного искусства; лебхе — также достиг; ан̃джаса̄ — в итоге; адхокшаджа — Трансцендентного; севайа̄ — служением; эва — безусловно; гатим — цели; тадӣйа̄м — трансцендентной; йатибхих̣ — самым великим из санньяси; дура̄па̄м — столь трудно достичь.

Перевод

О Уддхава, все ли благополучно у Ююдханы? Он обучался хитростям военного искусства у Арджуны и поднялся на трансцендентный уровень, которого очень трудно достичь даже самым великим из тех, кто дал обет отречения от мира.

Комментарий

Достичь трансцендентного уровня — это значит получить возможность лично общаться с Верховным Господом, которого называют адхокшаджа, что значит «тот, кого нельзя воспринять чувствами». Люди, давшие обет отречения, порывают все связи с миром, оставляя семью, жену, детей, друзей, дом, богатство — словом, отказываются от всего, чтобы обрести трансцендентное блаженство слияния с безличным Брахманом. Однако блаженство того, кто растворился в Брахмане, не идет ни в какое сравнение со счастьем, которое испытывает человек, постигший Адхокшаджу. Философы-эмпирики черпают трансцендентное наслаждение в рассуждениях о Высшей Истине, но их наслаждение не идет ни в какое сравнение с тем блаженством, которое испытывает Брахман в Своей вечной форме Личности Бога. Счастье слияния с Брахманом приходит к живым существам, когда они освобождаются из материального плена, но Парабрахман, Личность Бога, черпает вечное блаженство в собственной энергии, которую называют хладини-шакти. Философы-эмпирики, которые, отрекаясь от материального мира, познают Брахман, еще не постигли энергию хладини Брахмана. Среди многочисленных энергий Всемогущего есть три аспекта Его внутренней энергии: самвит, сандхини и хладини. Как бы строго великие йоги и гьяни ни следовали принципам ямы, ниямы, асаны, дхьяны, дхараны и пранаямы, они не получают доступа в царство внутренней энергии Господа. Но преданным Господа, занятым служением Ему, не составляет труда приобщиться к Его внутренней энергии. Ююдхана постиг эту энергию, точно так же как постиг военное искусство, обучаясь ему у Арджуны. Таким образом он достиг полного успеха в жизни, как в материальном, так и в духовном отношении. Таковы плоды преданного служения Господу.