Пураны | Упанишады | Махабхарата | Шримад Бхагаватам | Лекции | Алфавит | Поиск

ГЛАВА II

Парашара сказал:

1. Слава неизменному, чистому, непреходящему Высшему Атману, всегда имеющему единый образ,   всепобеждающему Вишну,

2. Золотому зародышу Хари и Шанкаре, защитнику Васу-деве, причине творения,   существования и конца   ( мира)!

3. Слава тому, чей исконный образ и един и многообразен, тому, кто по своей сущности и грубый и тончайший, тому, чей образ и явленный и неявленный,   Вишну,   который является причиной Освобождения!

4. Слава высшему Атману, Вишну, тому, кто является ( причиной) творения, существования и гибели мира, тому, из кого состоит мир, источнику существ!

5. Поклонившись опоре вселенной, мельчайшему из мельчайших, пребывающему во всех существах,  Ачьюте,   высшему Пуруше,

6. тому, чей исконный образ-Знание, совершенно незапятнанному, тому, чей исконный образ пребывает в видимых образах,   вызванных Заблуждением,

7. Вишну, поглотителю, Владыке существования и творения вселенной! Поклонившись Властелину миров,   нерожденному,   невыразимому,   вечному,

8. я расскажу то, что в давние времена поведал великий Отец, лотосо-рожденный Бхагаван ( Брахма) в ответ на вопросы Дакши и других лучших мудрецов.

9. Они рассказали (это) (правившему) на берегах Нармады царю Пурукут-се,   он-Сарасвате,   а Сарасвата-мне.

10. Кто сможет описать недоступного чувствам Пурушу,   высшего    Атмана,

пребывающего в ( каждом индивидуальном) атмане, лишенного отличительных признаков формы,  цвета и прочего,

11. не подверженного гибели, свободного от старения, роста и рождения,   существующего всегда и единственного?!

12. Он-везде, и здесь ( в этом мире) живет во всем-оттого знающие называют его Васудевой.

13. Он-высший Брахма, непреходящий, нерожденный, нетленный, вечный, его исконный образ един, будучи всегда свободным от исчезновения, он незапятнан!

14. Он-все, его исконный образ-явленная и неявленная ( первичная материя),   он пребывает в образе Пуруши и в образе Калы.

15. Первый образ высшего Брахмы, о дваждырожден-ный,-Пуруша, два других его образа-явленная и неявленная ( первичная материя), и еще один-образ Калы.

16. Этот высший (совокупный образ)-предматерию, Пуру-шу, явленную ( первичную материю) и Калу,-ученые люди считают совершенным и высшим состоянием Вишну.

17. Эти образы-предматерия, Пуруша, явленная (первичная материя), Кала, разворачиваясь ( как внешний мир), служат причинами существования, творения и конца мира,   высшей манифестацией   ( Атмана)   и бытия.

18. Вишну, будучи явленной и неявленной ( первичной материей), Пуру-шей,   . и Калой,  шалит,   как резвый мальчик.  Слушай же об его игре.

19. Лучшие из риши называют предматерию, являющуюся причиной неявленной ( первичной материи)-первичной материей; ( предматерия)- тончайшая, непреходящая,   по своей сущности и существующая и несуществующая.

20. Она нетленная, сама себе служит опорой, безгранична, не подвержена старению, прочна, лишена ( признаков) звука и осязания, не обладает ( признаками)   формы и прочего.

21. Она-лоно мира, наделена тремя качествами, не имеет начала, она-источник и прибежище мира, она порождает все в начале ( творения) и поглощает при гибели   ( мира).

22. Брахманы, искушенные в обсуждении Вед, обуздавшие свои чувства, славящие Брахму,   так объясняют   (содержание)   понятия "предматерия":

23. Не существовало ни дня, ни ночи, ни неба, 'ни земли, ни тьмы, ни света и ничего иного, постижимого слухом и прочими Лорганами    чувств), сознания и прочего, а была тогда единая ( триада)-предматерия,   Брахма и дух-пуме.

24. Предматерия и Пуруша-два другие образа Вишну, иные, чем его исконный образ, о брахман; и еще был один его образ, который объединяет и разъединяет эти два ( образа) и наделен формой и прочим-его называют Ка-лой,   о дважды-рожденный!

25. Когда ( неявленная) первичная материя утвердилась в явленной ( первичной материи), как это уже было при предшес-таующем конце мира,-тогда это разрушение мира стали назы-рить  " сопряженным с первичной материей".

26. Безначален божественный Кала, о дваждырожденный, и конец его неизвестен, от него ( происходят) беспрерывные творения, существования и предбытия мира.

27. Тогда в нем существует равновесие Качеств и дух-пуме пребывает отдельно   ( от первичной материи).

28. Тогда он ( предстает как) высший Брахма, высший Атман, заключающий в себе мир, всепроникающий Властитель всех существ, Атман всего, высший Правитель,

29. Хари. который, войдя по своему желанию в предмате-рпю и в Пурушу, при наступлении периода творения, привел в движение вечный и невечный ( мир).

30. Как запих побуждает разум одной лишь своей близостью, а не ( каким-либо)   иным воздействием,   так и высший Правитель.

31. Он, о брахман, и приводящий в движение и приводимый в движение, он, высший Пуруша, пребывает в предматерии, находящейся как в состоянии покоя,   так и в состоянии развития.

32. Его исконный образ состоит из компонентов развертки первичной материи и тончайшей субстанции, он имеет образ Брахмы и других богов, его исконный образ-явленная ( первичная материя), он-Вишну, Правитель всех правителей.

33. Затем, о отшельник, из этого равновесия Качеств, над которым стоит Познавший поле, в период творения происходит манифестация Качеств, о лучший из дваждырожденных.!

34. Затем из сущности предматерии появляется великий принцип творения,  имеющий три аспекта:  благостный,   страстный и косный.

35. Великий принцип творения окутан сущностью предматерии и как зерно ( оболочкой); от великого ( принципа творения) рождается самосознание, имеющее три аспекта: благостный, страстный и ( аспект) источника первоэлементов,   наделенный свойствами Косности.

36. ( Самосознание) является причиной ( возникновения) первоэлементов и органов чувств,   оно наделено тремя Качествами,   о    великий    отшельник,    и окутано великим принципом творения, подобно тому, как великий принцип творения   ( окутан)   предматерией.

37. Источник первоэлементов, побужденный к творению, обладает танмат-рой творения; затем от. танматры звука родилось пространство, наделенное ( отличительным) признаком звука. Источник превоэлементов окутал танматру звука и пространство.

38. Пространство,   побужденное к творению,   породило танматру осязания,

-           и появился могущественный воздух,   сопряженный с качеством осязания.

39. Пространство вместе с танматрой звука окутало танматру    осязания,

-           и вот воздух,   побуждаемый к творению,   породил танматру образа.

40. ( Потом) от воздуха возник свет, ( отличительным) качеством которого считается образ;   танматра осязания и воздух окутали танматру образа.

41. Свет, побуждаемый к творению, породил танматру вкуса, а затем появились воды,   в которых присутствует вкус.

42. Танматра образа окутала воды, наделенные танматрой вкуса; воды, побуждаемые к творению,  дали рождение танмат-ре запаха.

43. Далее от них произошла совокупность ( первоэлементов), высшим качеством которой является запах; в каждом ( первоэлементе) содержится присущая ему танматра, оттого по преданию считается, что ( первоэлементы) наделены признаком танматры.

44. Танматры лишены различительных свойств, и поэтому они, лишенные различительных свойств, не являются ни умиротворяющими, ни ужасающими и ни отупляющими.

45. Творение-это танматра первоэлементов, она ( происходит) от косного аспекта самосознания, говорят, что от страстного аспекта самосознания происходят органы чувств,   а от благостного аспекта-десять божеств

46. и одиннадцатый-разум; и боги по преданию считаются наделенными благостным аспектом; различают пять ( органов) чувств: кожа, глаз, язык, нос, ухо,-объединившись с сознанием, они воспринимают звук и прочее, о дваждырожденный!

47. ( Другая группа): выделительный и детородный органы, руки, ноги и, пятый, голос, о Майтрея; их функциями называют выделение ( и деторождение),  рукоремесло,  ходьбу и речь.

48. Пространство, воздух, огонь, земля, вода наделены, о брахман, каждый последовательно,   качествами звука и прочими.

49. По преданию считается, что они наделены различительными свойствами,   они умиротворяющи и ужасающи и отупля-ющи.

50. Но первоэлементы наделены различными силами   ( к    творению);    и    по отдельности, не будучи соединены, о брахман, не слившись полностью ( друг с другом),   они не могут творить живые существа.

51. Объединившись один с другими в ( единое) соединение, они, основываясь друг на друге, приобретают признак единого целого и достигают полного единства.

52. По велению Пуруши и по милости предматерии от великого принципа творения и прочих ( компонентов развертки Ат-мана), от наделенных различительными свойствами   ( первоэлементов)   возникает яйцо Брахмы.

53. Оно постепенно разрастается как круги на воде; это огромное яйцо, ( составленное из) первоэлементов, покоящееся на водах и наделенное первичной материей   ( считается)   явлением Вишну в образе Брахмы.

54. Властелин мира Вишну, исконный образ которого неявленный, ( обретает)   здесь явленный образ и сам пребывает в исконном образе Брахмы.

 

66. Властелин всех существ, он, вечный, имеет все образы, так от него происходит творение и прочее,   его милостью пребывают существа.

67. Он сотворенное и вершитель творения, он и сохраняемое, и сохраняющий, он-вкуситель ( мира); Вишну, как Брахма и прочие ( боги), имеет все воплощения,   он-желанный податель даров,  лучший из избранных.

Такова

в первой книге досточтимой Вишну-пураны вторая глава.

55. Внутренней оболочкой наделенного великим Атманом ( мирового яйца) была ( гора) Меру, а внешней оболочкой- горы; околоплодные воды образованы океанами .

56. И в этом яйце, о брахман, были горы, континенты, океаны, планеты, миры,   боги,   асуры и люди.

57. С внешней стороны яйцо окутано водой, огнем, воздухом, пространством, а также источником первоэлементов, первоэлементами, наделенными десятью качествами и великим принципом творения.

58. И еще оно окутано неявленной ( первичной материей), о брахман, -( окутано) всеми ими вместе с великим принципом творения; эти семь оболочек, наделенные свойствами первичной материи, окутывают яйцо как слои скорлупы ядро кокосового ореха.

59. И здесь ( в яйце) сам вечный Правитель вселенной Хари, входя в Качество Страстности, становится Брахмой, приступает к творению этого мира.

60. Неизмеримо мощный Бхагаван Вишну, обладая Благостью, направляет сотворенное в соответствии с югами вплоть до конца кальпы.

61. Джанардана,   побуждаемый Косностью,   принимает в конце кальпы образ

Рудры,   о Майтрея,   ( становится)   грозным и пожирает все существа.

62. Пожрав существа и обратив мир в единый океан, высший Правитель возлежит на ложе из змея, а пробудившись, он, носящий образ Брахмы, вновь вершит творение.

63. Так единый Бхагаван Джанардана выполняет предназначение Брахмы, Вишну и Шивы,-творя,   сохраняя и разрушая мир.

64. Как творец, Вишну сотворяет себя, он и защищаемое и защитник, и как поглотитель,   он.  Владыка,   поглощает себя в конце.

65. Этот мир, состоящий из земли, воды, огня, воздуха и пространства, всех органов чувств и внутренних сущностей называется Пурушей.

Далее: