этот звук: бэм-бэм-бэм?" Ученый спросил
у мельника: "Что это означает? Каков смысл этого?" И тот объяснил ему:
"Ты ученый, а я просто обычный человек, я думаю ты должен лучше меня
знать. Но, как бы то ни было, если ты меня спрашиваешь, то я конечно
тебе объясню. Когда быки ходят по кругу и создают такой звук, я,
находясь где-то неподалеку, могу слышать это. Когда я слышу этот звук,
я понимаю, что быки хорошо работают и сам могу заниматься чем-то еще".
Но немедленно этот ученый сказал: "Подожди, подожди, здесь есть одна
маленькая проблема: быки-то тебя могут обмануть. Он может просто
улечься отдыхать. Он ничего не будет делать, не будет работать, а
просто будет двигать своей шеей". И тогда мельник засмеялся. Он
сказал: "Нет, нет, эти быки не такие ученые как ты." Вот такова беда с
ньяей или с этой мирской логикой.
Я слышал одну историю о друге Альберта Энштейна. Он был очень
очень разумным человеком, но всеравно он не мог понять даже самых
элементарных вещей. Он всегда спекулировал и рассуждал по поводу
вселенной. Так вот у него было две кошки, одна боьшая, а другая очень
маленькая. Они все время доставляли ему беспокойства царапаясь в
кухонную дверь. И тогда в кухонной двери он сделал большую дырку,
чтобы не приходилось каждый раз открывать и закрывать кухонную дверь.
А рядом с большой дыркой он сделал маленькую дырочку для маленькой
кошки. Такова беда с этой ньяяй, с этой мирской логикой. они просто
теряют свет самых элементарных вещей.
Сейчас мы пришли к истории о гуру-парамарте и его пяти глупых
учениках.
Гуру-парамарта идет в храм со своими пятью учениками, и он
объясняет: "Жизнь - это то, что есть у всех живых вещей, и все живые
существа двигаются. Листья этого дерева движутся, поэтому мы знаем -
оно живые".
Они подходят к реке. Один из его учеников спрашивает: "Река спит,
или она бодрствует?" Один ученик решил проверить. Он зажигает какую-то
сухую ветку и втыкает ее в реку. Естественно, что все это зашипело и
пошел пар. Они подали назад от реки: "Она живая! Она Живая!" И они
решили подождали в саду, пока река заснет. В это время другой ученик
рассказал, как его дедушка потерял четыре мешка соли. Он какраз
пересекал ту же самую реку с ослами, и эти ослы несли на своих спинах
четыре мешка соли. И он сказал другим ученикам: "Река украла соль.
Хотя мешки были привязаны, но всеравно от соли ничего не осталось.
Река настолько умная". Затем они увидели погонщика лошадей, который
входил в реку, и они подумали: "Может быт здесь решение? Нам нужно
получить лошадь, потому что осел слишком маленький. Нам нужно найти
лошадь".
Затем гуру-парамарта сказал: "Может быть сейчас река заснула?" И
он говорит ученику: "Пойди проверь". Ученик решает сделать это уже
опробованным образом. Взяв ту же самую палку, он засунул ее в воду.
Сейчас уже ветка была черной и мокрой, поэтому никакого шипения,
никакого пара уже не было. Этот ученик вернулся и доложил: "Река
заснула". Это вот пример философии ньяя.
Теперь мы приходим к философии санкхьи, к подсчету.
Сейчас они уже прересекают реку без всяки проблем. И, когда они
достигли другой стороны, гуру-парамата начинает считать головы своих
учеников. У него было четыре ученика, и, включая его самого - всего
пять. О, нет, извините пожалуйста, у него было пять учеников. Я уже
сам запутался с этой санкхьей. У него было пять учеников. Он посчитал,
и насчитал пятерых. Затем они пришли к выводу, что поскольку всего
вместе-то их шесть, то одного из них река украла по дороге. И их
охватила паника. Затем пересчитал другой ученик. Он стал считать очень
громко: "Раз, два, три, четыре, пять!" И он пришел к тому же
результату. "Всего лишь пять, но нас-то было шесть". И они стали
громко скорбить.
Мимо проходил очень умный поломник, и он спросил их: "В чем
дело?" Поняв ситуацию, он решил