5.12.92г.
"Бхагавад-гита"
18.39.
яд агре чанубандхе ча сукхам моханам атманах
нидраласья-прамадотхам тат тамасам удахритам
"То счастье, которое слепо к самореализации, которое призрачно с
начала до конца, которое проистекает из сонливости, лености и
иллюзии, имеет природу невежества."
КОММЕНТАРИЙ: Находящий удовольствие в праздности и сне,
безусловно пребывает в гуне тьмы, невежества, и тот, кто не имеет
представления о том, как надо действовать, а как не надо, также
находится в гуне невежества. Для человека в гуне невежества всё -
иллюзия. Человек в гуне страсти может испытать некоторое призрачное
счастье вначале и подвергнуться страданию в конце, но пребывающий в
гуне невежества несчастен постоянно, как вначале, так и в конце.
Лекция Шрилы Бхактивайбхавы:
Далее в этом стихе Кришна просвещает Арджуну о действиях 3-х гун
материальной природы на живое существо. Несколько стихов до этого Он
объяснил решимость в 3-х гунах материальной природы, и теперь Он
практически описывает результат этих 3-х различных видов решимости,
потому что человек решителен достичь какой-то цели или получить
что-то. Поэтому требуется решительность. Но решимость также находится
под влиянием 3-х гун материальной природы, потому-то наслаждение,
которое приходит к человеку, также находится под влиянием 3-х гун. В
гуне благости счастье вначале в точности подобно яду, оно не слишком
приятно. Как, например, в сознании Кришны нам тоже приходится
следовать множеству правил и предписаний, и вначале это кажется
подобным яду, потому что мы не привыкли к строгому образу жизни, мы
больше привыкли жить как животные, как свиньи и собаки. Но теперь,
следуя таким правилам и предписаниям как чистота, чистоплотность,
вставать рано утром - у-у, кошмар, это просто яд! Но затем, из-за
того, что преданный всё больше и больше переходит в гуну благости, он
постепенно испытывает какое-то счастье. Но и в таких случаях иногда
преданный-неофит приходит к выводу: вот это и есть сознание Кришны.
Из-за того, что он ощутил влияние гуны благости и чувствует небольшое
счастье, он думает: "Наконец я добился цели сознания Кришны, всё,
пришёл!" Но немедленно, поскольку он находится под влиянием гуны
благости, природа показывает ему своё истинное лицо, и им овладевает
гуна страсти, поскольку он пытается наслаждаться тем кусочком счастья,
которое он получил. И теперь он хочет увеличить это счастье. Такова
природа этого счастья. Испытывая чувственное наслаждение обусловленная
душа всегда хочет увеличивать его всё больше и больше, но ум и чувства
никогда не удовлетворяются.В одном из комментариев Шрила Прабхупада
цитирует стих из "Брахма-самхиты", в котором он говорит, что чувства
никогда не могут получить удовлетворение.
Теперь этот преданный-неофит становится очень очень деятельным,
чтобы увеличить это счастье. Он становится страстным. И опять, тот
кусочек счастья, который он испытывает, превращается в ощущение
страдания, потому, что Кришна устраивает так, что он не может получить
того, чего желает. Точно так же, когда преданные впадают в иллюзию
ощущения какого-то счастья перед свадьбой. Но затем, когда они входят
в эту брачную жизнь, то вся картинка постепенно изменяется. Он хочет
увеличить свои домашние атрибуты и т.д., и вновь он испытывает то же
самое.
Конечно, если домохозяин в чистом сознании Кришны, то он, это
нечто совсем другое. Но просто чтобы дать пример, это может случиться
в любом ашраме, - эта идея, что я хочу увеличить тот небольшой кусочек
счастья, который я ощущаю. Затем, после того, как он ещё испытывает
какие-то страдания материального существования, его посещает гуна
невежества, и он хочет забыться. Он