Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 131 ------

Бхакти Викаша Свами - Рамайана - Страница 131

собой у Твоих ворот, и Ты станешь повинен в убийстве брахмана. О царь, Ты - потомок великого Икшваку. Неужели Ты сможешь жить спокойно и счастливо, преследуемый мыслями о совершенном злодеянии?»

Рама спешно созвал советников: Маркандею, Маудгалью, Кашьяпу, Катьяяну, Джабали, Гаутаму и Нараду. Удобно усадив мудрецов и выразив им почтение, Рамачандра рассказал о недовольстве пожилого брахмана.

Желая успокоить царя, Нарада молвил: «О Рама, Я поведаю Тебе о причине смерти ребенка. После этого поступай, как сочтешь нужным. В Сатья-югу люди были духовно продвинуты и, совершая аскезы, обретали освобождение из материального рабства. В Золотой век все руководствовались принципами мудрости, и никто не умирал безвременно. Затем, с приходом Трета-юги, в обществе образовались четыре сословия. Кшатрии отличались такой же добродетельностью, что и брахманы, поэтому им тоже позволялось совершать аскезы. В Двапара-югу безбожие увеличится, появятся всевозможные отклонения, в результате чего вайшьи также получат право совершать аскезы. Однако шудрам это будет категорически запрещено. Позднее, в Кали-югу, совершать аскезы станут и шудры. В Железный век практически не будет квалифицированных брахманов, кшатриев и вайшьев.

О Рама, шудра, практикующий аскезу в Трета-югу, совершает тяжкий грех. Так случилось, что в Твоем царстве живет один шудра, который совершает суровые аскезы. Он и есть причина смерти ребенка.

О царь, безбожие - злейший враг государства. Правитель, не наказывающий грешников, обрекает себя на адские страдания. Ты должен немедленно найти виновника и восстановить религиозные принципы. Тогда сын брахмана вернется к жизни».

Довольный советом Рама приказал Лакшману: «Иди к воротам и скажи брахману, чтобы он поместил тело своего сына в чан с маслом».

После этого Рама мысленно призвал колесницу Пушпака. Поручив Айодхью заботам Лакшмана и Бхараты, Он отправился на поиски преступника. Облетев западные территории, Рама направился на север, к Гималаям. Не найдя там никаких признаков безбожия, Он стал осматривать восточные провинции и, в конце концов, оказался на юге. Там, рядом с высокой горой, возле большого озера, Он заметил висящего вниз головой отшельника, который совершал суровую аскезу.

- Какой аскетизм, какая решимость! - воскликнул Рама. - Кто ты и к какому сословию принадлежишь? Я - Рама, сын Дашаратхи. Зачем ты совершаешь столь суровую аскезу? Быть может, ты хочешь вознестись в райское царство? Или ты преследуешь иную цель? Скажи, ты - брахман, доблестный кшатрий, вайшья или шудра?

- О достославный царь, - отвечал висящий вниз головой аскет, - меня зовут Шамбука. Я был рожден в семье шудры, но несмотря на это я совершаю аскезы, чтобы в следующей жизни родиться на планетах полубогов.

Не успел Шамбука произнести эти слова, как Рама обнажил Свой меч и отсек ему голову. «Браво! Браво!» - раздались возгласы с неба. Полубоги стали осыпать Раму цветами. Довольные небожители предстали перед Рамачандрой и молвили: «О Господь, Ты оказал нам большую услугу. Благодаря Тебе, этот шудра не сможет вознестись в райское царство, поправ религиозные принципы».

Почтительно сложив ладони, Рама отвечал тысячеокому Индре: «О царь небес, если ты, действительно, доволен Мной, пожалуйста, верни к жизни сына брахмана. Мальчик умер по Моей вине, и Я дал слово, что он оживет. О лучший из полубогов, прошу тебя, исполни Мое обещание».

- Дорогой Господь, - отвечал довольный Индра, - мальчик уже ожил. Он вернулся к жизни, как только голова шудры коснулась земли.*

Спустя несколько лет Рама решил навестить мудреца Агастью, который в течение двенадцати лет совершал аскезы, живя под водой. Взойдя на колесницу Пушпака, Он отправился в ашрам мудреца в сопровождении полубогов. Прибыв в жилище аскета, Рама почтительно поклонился. Агастья оказал Раме радушный прием. «Дорогой Господь, - сказал риши, - для меня большая честь принимать Тебя в своем ашраме. Пожалуйста, прими в дар эти золотые украшения, созданные Вишвакармой».

- Дорогой риши, - отвечал Рама, - принимать пожертвования могут лишь брахманы. Кшатриям это непозволительно. Единственный дар, который Я могу принять от тебя, это твои ценные наставления.

- О Рама, - отвечал Агастья, - в Сатья-югу не было царей, поэтому однажды люди отправились к Господу Брахме и попросили его дать им правителя. Созвав главных полубогов, Брахма приказал им наделить будущего правителя частью своего могущества. Затем Господь Брахма чихнул, и из его ноздри появился царь по имени Кшупа. Прародитель вселенной наделил Кшупу частью могущества Индры, и он стал правителем всей Земли. После этого Господь Брахма дал Кшупе часть могущества Варуны, и он обрел жизненную силу. Получив часть могущества Куверы, Кшупа обрел богатства. Когда Брахма даровал Кшупе часть могущества Ямараджа, он стал карать грешников. Дорогой Рама, так же и Ты должен принять от меня эти небесные украшения.

- Я приму их, - сказал Рама, - но, пожалуйста, расскажи, как они оказались у тебя.

- Давным-давно, в нынешнюю Трета-югу, - отвечал Агастья, - я совершал аскезы в этом лесу. Меня привело сюда любопытство. Здесь я наткнулся на живописный ашрам, который, однако, был совершенно пуст. Проведя в нем ночь, утром я обнаружил на земле мертвое тело. Пораженный красотой трупа, я смотрел на него, затаив дыхание. Вдруг в небе появилась божественная колесница. В ней сидела ослепительно сияющая личность, окруженная поющими гандхарвами и танцующими апсарами. Сойдя с колесницы, сияющая личность