Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 133 ------

Бхакти Викаша Свами - Рамайана - Страница 133

первые двадцать глав, Рама приказал Лакшману: «Награди этих знатных отпрысков двадцатью тысячами золотых монет, дорогими одеждами и всем остальным, чего они пожелают».

Однако братья отказались от даров, сказав: «К чему золото аскетам, которые питаются корнями и плодами?»

- Сколько частей в этой поэме? - спросил изумленный Рама. - И кто ее автор?

- О царь, - отвечали близнецы, - это великое произведение, отображающее всю Твою жизнь, написал наш духовный учитель, Валмики. Поэма состоит из шести частей, седьмая часть описывает Твои заключительные игры. Если хочешь, мы расскажем всю «Рамаяну», пока будут проводить жертвоприношение.

В течение многих дней Рама с большим удовольствием внимал Лаве и Куше. В конце концов, Он заключил: «Это наверняка дети Ситы».

Сердце Рамы наполнилось любовью к сыновьям. Взвесив все, как следует, Он призвал к Себе гонцов и повелел: «Немедленно отправляйтесь в ашрам великого мудреца Валмики и передайте ему следующее: «Если Сита, действительно, безупречна, пусть она придет в Айодхью и перед всеми собравшимися докажет свою непорочность». Торопитесь. Пусть завтра на рассвете Сита придет сюда и в Моем присутствии докажет свою чистоту».

Узнав о предложении Рамы, Сита сочла публичное разбирательство унизительным. Тем не менее она решила исполнить волю супруга. Облачившись в красное, она вместе с Валмики отправилась в Айодхью.

В Айодхью тем временем стекались люди со всего царства. Все хотели увидеть Ситу. Полубоги, возглавляемые Господом Брахмой, а также великие риши, наги, сиддхи и другие небожители собрались, чтобы стать свидетелями предстоящего испытания Ситы.

Наконец, пришел Валмики с Ситой. Она шла с низко опущенной головой, молитвенно сложив ладони. В ее больших глазах стояли слезы. Ум ее был сосредоточен на Господе Раме. Пока собравшиеся шептались меж собой, Валмики подошел к Раме и сказал: «О сын Дашаратхи, вот Твоя безупречная жена, Сита, которую Ты отверг, боясь публичного скандала. Она пришла доказать свою непорочность. Сита ждет Твоих приказаний. О Рама, я, ни разу не произнесший лжи, говорю Тебе: «Если Сита хоть в чем-то виновата, пусть я лишусь плодов всех своих аскез».

Несмотря на сильную любовь к Сите и уверенность в ее непорочности, под воздействием общественного мнения Ты отверг ее. Благодаря своей мистической силе, я вижу, что Сита абсолютна чиста. Я пришел, чтобы засвидетельствовать это».

Взглянув на Ситу, Рама объявил во всеуслышание: «Быть посему! Великий мудрец говорит истину. В прошлом полубоги заверили Меня в непорочности Ситы, и Я привез ее обратно в Айодхью. Однако народ стал осуждать Меня, и Я был вынужден отвергнуть ее. Теперь Я решил: если Сита докажет свою непорочность перед собравшимися, Я вновь воссоединюсь с ней».

Все замолчали и устремили свои взоры на Ситу. Джанаки стояла, потупив взор. Спустя мгновение она сказала: «О богиня Земли, услышь меня. Если я когда-нибудь думала о ком-либо кроме Рамы, если когда-нибудь сердце мое принадлежало кому-то другому, не дай мне прибежища. Но если телом, умом и речью я была предана своему супругу, пожалуйста, укрой меня в своих недрах, ибо я не в силах терпеть унижение от людей, которые оклеветали меня».

Как только Сита произнесла эти слова, земля неожиданно разверзлась, и из трещины, восседая на золотом троне, поддерживаемом божественными змеями, появилась богиня Бхуми. Поприветствовав Ситу, она взяла ее на руки и усадила рядом с собой. После этого трон медленно погрузился в недра земли. Наблюдавшие за происходящем полубоги, риши, цари и обычные люди застыли от удивления.

Вскоре в толпе раздались изумленные возгласы. Люди стали восхищаться тем, как Сита доказала свою непорочность. Полубоги начали осыпать землю цветами. Небожители пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах.

Когда Сита скрылась в недрах земли, на глазах у Рамы выступили слезы. Гнев обуял Его сердце. «Земля, - воскликнул Он, - Я приказываю тебе немедленно вернуть Ситу. Сита - твоя дочь, а Я - твой зять. Верни Мне Ситу, или Я разрушу твои горы, сожгу твои леса, разобью тебя вдребезги!»

Господь Брахма попытался успокоить обезумевшего от горя Раму: «Господь, не забывай о том, кто Ты. Ты - Вишну, Верховная Личность Бога, а Сита - богиня процветания. Сейчас она отправилась на планету нагов. Вскоре Ты воссоединишься с ней в Своей трансцендентной обители, Вайкунтхе. О верховный воин, повелитель вселенной, поддерживающий жизнь всех ее обитателей, мне ли напоминать Тебе о Твоем положении?

Отбрось всякую скорбь и услышь от Своих сыновей заключительную часть великой поэмы, описывающей Твои трансцендентные деяния. Это творение Валмики увековечит Твою славу во всех трех мирах». С этими словами Брахма удалился.

Вместе с Лавой и Кушей Рама отправился в ашрам Валмики, где провел ночь, скорбя об утрате Ситы. На следующий день, созвав всех риши, Он попросил сыновей пропеть Уттара-канду «Рамаяны».

После этого Рама вернулся в Айодхью, но жизнь без Ситы была пустой. Он продолжал править царством в строгом соответствии с принципами религии. Поэтому небеса регулярно посылали на землю дожди, а земля давала богатые урожаи зерна. Повсюду царило благоденствие.

По прошествии многих лет бренный мир оставили сначала Каушалья, потом - Сумитра и, наконец, -

Кайкейи. Все они воссоединились с Махараджем Дашаратхой в трансцендентной обители.

Однажды в Айодхью прибыл Юдхаджит, правитель Кекайи. Он попросил Раму сокрушить царя гандхарвов, жившего