Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Все тексты
------ Страница 2 ------

Все тексты - Страница 2

шастры рекомендуют поклоняться преданным даже в большей степени, чем Самому Господу, гуру должен обратить внимание своих учеников на то, что его кормят и ему служат лучше, чем Господу, в служении которому он их занимает. Гуру должны в особенности следить за тем, что в храмах и центрах ИСККОН о Божествах хорошо заботятся и поклоняются Им в соответствии со стандартами, установленными Шрилой Прабхупадой.

Преданному-неофиту гораздо важнее понимать положение гуру сквозь призму третьего, а не шестого стиха Гурваштаки.

Среди вайшнавов нет начальников и подчиненных, поскольку все вайшнавы - слуги. Но для того, чтобы дать возможность ощутить всю прелесть взаимоотношений (лежащую в основе вайшнавизма), чтобы установить нормы поведения и наставить новичков, некоторые вайшнавы берут на себя роль гуру, а другие становятся их учениками.

Бхакти Викаша Свами о гуру и учениках (3)

------------------------------------------------------------

Хотя никогда не следует отвергать истинного духовного учителя, если один из духовных наставников того или иного преданного начинает противостоять другому, преданный вынужден принять непростое решение следовать одному гуру и отвергнуть другого. Например, молодые преданные могут смотреть на своего старшего духовного брата, который постоянно дает им наставления и заботится о них, как на гуру, но если этот преданный не признаёт их общего гуру, его подопечные должны определить, насколько его поведение оправдано. Это серьезное решение, к которому нельзя относиться легкомысленно. Нельзя отвергать гуру в отсутствии прямых и недвусмысленных свидетельств его падения до степени, когда шастры рекомендуют его отвергнуть.

Гуру - не консультант по вопросам брака, карьеры и т.п. Человек обращается к гуру, чтобы ему предаться, а не за тем, чтобы просить совет, следовать которому он не спешит.

Ученика, который, принимая жизненно важные решения, будет скорее

советоваться с психологами, консультантами, астрологами и т.п., а не со своим гуру, едва ли можно назвать учеником.

К сожалению, в наши дни можно встретить, как иногда ученики без видимых на то причин меняют свое мнение о гуру, хотя последний как и прежде продолжает заниматься преданным служением. Они начинают критиковать и искать недостатки в том, перед кем в прошлом они выказывали рабский пиетет.

Тот ученик обманщик, который предлагает своему гуру малое, но ожидает от него многое.

Хотя и говорится, что милость гуру важнее милости Бхагавана, нигде не сказано, что следует поклоняться только гуру, придавая служению Бхагавану меньше значения. Напротив, шастры рекомендуют иметь одинаковую веру как в гуру, так и в Господа: йасйа деве...

За последние десятилетия мы убедились в том, что, принимая учеников, гуру может попасть в одну из многочисленных ловушек.

Любой преданный, дающий надлежащие наставления, достоин уважения со стороны своих подопечных, однако гуру берет на себя гораздо большую ответственность, чем просто давать наставления. Поэтому, шикша-гуру, в полном смысле этого слова, - это тот, кто берет на себя почти такую же ответственность за ученика, как и дикша-гуру. Шикша-гуру должен быть одобрен дикша-гуру, который взял на себя ответственность вернуть ученика обратно к Богу и который может прибегать для этого к помощи других. Только такого шикша-гуру можно почитать наравне с дикша-гуру. Безусловно, следует почитать и тех, кто дает шикшу время от времени, но их нельзя почитать наравне с дикша-гуру.

Бхакти Викаша Свами о гуру и учениках (4)

------------------------------------------------------------

Гуру должен стремиться поддерживать веру ученика в него, поскольку она связывает ученика с Абсолютной Истиной. Однако это не означает, что гуру должен идти на поводу у ученика-дилетанта и соглашаться со всеми его убеждениями. Гуру должен непреклонно представлять Абсолютную Истину, как ее излагают гуру, садху и шастры. Гуру, по возможности, должен уметь представить это знание таким образом, чтобы рассеять сомнения ученика (хотя очень трудно убедить того, кто не хочет избавиться от сомнений); но независимо от этого, первейшая обязанность гуру - быть приверженным истине. Кришна наделит умением и всеми необходимыми качествами преданного, который искренне служит Ему, содействуя в духовном продвижении другим. И наоборот, гуру, который приспосабливает свою проповедь под учеников, теряет способность представлять истину и теряет доверие тех лучших своих учеников, которые стремятся только к истине и ни к чему другому.

Гуру всегда старается помочь ученикам достичь высот служения. Руководствуясь материальными представлениями, ученик может считать свой уровень служения вполне удовлетворительным. Однако гуру хочет, чтобы ученики достигли совершенного уровня обитателей Вайкунтхи. Гуру - не обычный учитель, он обучает тому, как служить высшей реальности, а такое служение требует высшего совершенства. Гуру, который учит своих учеников чему-либо, помимо высшего стандарта совершенства, оказывает плохую услугу Верховному Господу, представителем которого он является, а также ученикам, которых он должен научить приемлемому уровню служения Богу. Само понятие обучения подразумевает, что ученики не находятся на совершенном уровне и что они могут его достичь лишь со временем. Поэтому гуру вынужден принимать от учеников далеко не совершенное служение, поскольку, не делай он этого, ученики не смогли бы прогрессировать. Тем не менее, наблюдая нетвердые попытки своих учеников служить, гуру не должен позволять им привыкать к уровню, не соответствующему норме, а должен постепенно возвышать их до все более высоких уровней.

Гуру должен быть строгим, но не безжалостным. Если он будет проявлять черезмерное недовольство небольшими ошибками своих учеников, это обескуражит их обоих, и преданное

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 1