Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Преодоление страха - Страница 17

врагом. Ум занимается санкалпой и викалпой, то есть принимает и отвергает. Завтра мы будем говорить о том, как же нам лучше научиться владеть своим умом, посмотрим на внутренний диалог, который происходит у нас постоянно, каждый день.

Давайте подведем итог. Мы говорили о разных проблемах, нарушениях, связанных со страхом.

Первыми мы разбирали общие, обычные беспокойства, происходящие от страха. К ним относятся бессонница, головная боль, нарушение пищеварения, усталость.

Второе - панический страх. Он проявляется так: ком в горле, тяжело дышать, боль в груди, человек думает, что сейчас умрет, чувствует, что это снова может повториться в любой момент.

Третье - это навязчивые идеи, например, желание постоянно мыть полы или руки, снова и снова проверять закрытую дверь и так далее.

Четвертое - это посттравматический стресс. Он вызывается воспоминанием о таких событиях, как катастрофы, войны, изнасилования, нападения и так далее.

И пятое - это фобии, такие иррациональные страхи. Например, страх высоты, страх толпы, клаустрофобия - страх закрытых помещений, страх перед змеями пауками и так далее.

И все эти виды страха не позволяют нам почувствовать, что мы есть сат-чит-ананда-виграха, потому что относятся к нашему телу и уму, а не к душе. Например, если на вас напали, совершили сексуальное надругательство, то это ведь касалось тела, а не вас самих. Когда Равана похитил Ситу, то на самом деле он похитил Майю-Ситу, а не настоящую Ситу. Люди, причинившие нам наибольшие страдания, на самом деле причинили страдания нашему телу и уму, а не нам самим. Мы намного выше, чем тело и ум. Однако, если мы считаем себя телом и умом, тогда, несомненно, они причинили страдания нам.

Но мы должны подняться выше тела и ума. Мы не отрицаем этого, но не хотим, чтобы боль из прошлого касалась нас. Большинство людей если думает о том, кто причинил боль, снова чувствует эту боль. И если вы постоянно несете эту боль с собой, то лишаетесь многого.

Иногда нужно просто простить и забыть. Иногда мы должны подумать, какой же урок можно извлечь из этого события. В других случаях мы должны решить, в чем состоит наша вина. Возможно, кто-то просто не владел собой и не понимал, насколько сильную боль причинил нам. Иногда это просто проблема общения. Вчера у нас на сцену поднимались мать и сын, или муж и жена, и мы просили их присмотреться внимательнее к своим страхам и нуждам. Возможно, партнеру следовало бы быть более внимательным к их нуждам и желаниям.

Вайшнавы должны уметь откровенно раскрывать свой ум, потому что должны всегда искать любовь, а не недостатки. Поэтому мы должны понять, каковы потребности тех, кого мы любим, чтобы помочь им. Для многих людей страх является серьезной проблемой, но и у всех нас есть какие-то виды страха, потому что мы находимся в материальном теле. А пока мы находимся в материальном теле, всегда присутствует какой-то страх. Но мы хотим уменьшить эти страхи, чтобы стать более счастливыми в повседневной жизни.

Я сейчас остановлюсь, потому что скоро придет Сухотра Махарадж.

Вчера на берегу моря я давал даршан, отвечал на вопросы и подписывал книги.

Не забудьте: ваше домашнее задание то же, что и вчера. Сосредоточьте внимание на внутреннем диалоге, который постоянно происходит в вашем уме. Когда вы будете говорить с кем-то или слушать кого-то, обратите внимание, что в это самое время происходит в вашем уме. Посмотрите, что происходит в уме, когда вы идете куда-то, когда смотрите на Божества… Мы хотим, чтобы ваша жизнь стала более осознанной, и попытаемся помочь вам в этом.

Лекция 4

Бхакти Тиртха Свами: Начнем с того, что прочитаем фрагмент из “Шримад-Бхагаватам” (11.2.7). “Бхаям, или страх, возникает, когда мы рассматриваем что-то вне связи с Кришной (двитьябхинивешатах). Ведь на самом деле, всё является экспансией или проявлением Верховной Личности Бога, как говорится в “Веданта-сутре” (джанмади асйа атах) и утверждается в “Бхагават-гите” (ахам сарвасйа прабхаво, васудева сарва ити). Кришна является другом, желающим блага каждому живому существу (cухридам сарва-бхутанам). Если живое существо оставит свои бесплодные попытки бросить вызов Верховной Личности Бога и предастся Господу, несомненно, это живое существо обретёт уверенность в своих вечных взаимоотношениях с Кришной. Предавшаяся душа знает из опыта, что Кришна является другом, который всегда желает ей блага. И поскольку этот друг является высшим владыкой мироздания, несомненно, у души не остается никаких причин для страха. Сын богача чувствует себя уверенным в присутствии отца. Таким же образом, и уполномоченный представитель правительства всегда чувствует себя уверенным, исполняя обязанности”.

Здесь Прабхупада указывает, что человек чувствует себя уверенно, в безопасности, если его отец является правителем государства. Такой сын знает, что его нужды будут удовлетворены. Сын богатого человека всегда чувствует себя уверенно.

“Таким же образом, преданный Кришны, действующий от имени Верховной Личности Бога, чувствует себя уверенно, поскольку понимает, что в каждое мгновение всё материальное и духовное творение находится во власти Кришны - его благожелательного хозяина. Непреданные же отрицают высшее положение Кришны, поэтому полагают, будто существует что-то отличное от Него. Например, если правительственный чиновник считает, что есть какие-то

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15