Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 22 ------

Размышления о сакральных истинах - Ишопанишад - Страница 22

своей свободной воли. Когда нам приносят заказ, мы пожинаем плоды своего действия. Но если, съев несколько ложек, мы решим, что эта еда — не то, что мы хотели, то окажемся в трудной ситуации. Мы можем позвать официантку и сказать, что еда нам не нравится. Она скажет: «Это то, что вы заказывали? Если да, то вам, к сожалению, придется заплатить». Хотя мы сами сделали заказ, сейчас, когда блюда принесли, мы чувствуем, что не удовлетворены их вкусом.

Этот пример ясно иллюстрирует, что хотя мы сами приглашаем определенные переживания в свою жизнь, позже, когда они приходят, мы не рады им. Нередко людям трудно принять идею кармы поскольку они не хотят признать, что происходящее с ними сейчас есть результат их собственной деятельности в прошлом. Раз все мы являемся неотъемлемыми частицами Верховного Господа, значит, мы обладаем теми же качествами, что и Он, но отличаемся от Него количественно. Следовательно, мы тоже являемся творцами, ибо обладаем способностью привлекать в свою жизнь определенный опыт, хотя часто наше творение совсем нас не радует. Урок, который можно отсюда извлечь, таков: надо быть внимательнее к своим мыслям и делам, чтобы результат нашей деятельности был благоприятен не только для нас, но и для других.

Сострадание к другим.

Согласно ведической философии, нами управляют три гуны, или качества материальной природы. Это саттва-гуна, или качество благости, раджо-гуна, или качество страсти, и тамо-гуна, или качество невежества. Человек, на которого влияет преимущественно гуна благости, чист, глубокомыслен и благочестив. Раджо-гуна часто делает людей эгоцентричными, сумасбродными, высокомерными. Люди, предрасположенные к невежеству, предпочитают разрушать, они постоянно ищут возможностей привести общество в хаос. В противоположность тем, кто наслаждается, заставляя других страдать, настоящий садху удовлетворен, когда люди испытывают счастье, а горе других причиняет ему боль. В 6-м стихе «Вилапа-кусуманджали» Шрила Рагхунатха-дас Госвами обращается к Шриле Санатане Госвами так: пара-духкха-духкхи крипамбудхир: вайшнав — это океан милости, который всегда испытывает боль, видя страдания других. Любя кого-то, мы естественным образом внимательны к чувствам тех, кого любим. Если мы способны распространить эту любовь на все человечество, то будем беспокоиться о благосостоянии всех живых существ, а не только о своем собственном счастье. Любовь великих ачарьев всеохватна. По своей беспричинной милости они не прекращают своих попыток направить нас к высшим уровням понимания, чтобы прояснить истинный смысл благосостояния и мира для каждого без исключений.

Четыре стадии кармы.

В своей книге «Мадхурья-кадамбини. Облако нектара» великий вайшнавский святой Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур определяет девять стадий бхакти — от шраддхи до премы. Говоря о пяти клешах, то есть пяти видах страданий, которые можно постепенно устранить методом преданного служения, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур упоминает четыре следствия греха. Это прарабдха, или грех, который уже созрел; апрарабдха, или грех, который еще не принес плода; биджа, проросшее семя греха; и рудха или кута, плодородная почва, в которой семя греха может пустить корень и прорасти. Таким образом, он описывает различные стадии, в которых проявляется карма — строго определенным, систематическим способом.

Чтобы понять, как следуют одна за другой различные стадии кармы, можно воспользоваться аналогией с периодами земледельческого цикла. Например, прежде чем посеять семена, крестьянин обычно выбирает землю, исследует почву и пашет ее. Эту стадию можно сравнить с кутой, созданием благоприятных условий для греха. В определенное время года крестьянин сеет семена и ухаживает за ними. Эту стадию можно сравнить с биджей, проросшим семенем греха. Каждый день крестьянин поливает свои посевы, наблюдая за тем, как ростки пробиваются из земли. Время перед снятием урожая, когда растения цветут, но еще не созрели полностью, можно сравнить с апрарабдхой. Стадия сбора урожая подобна прарабдхе. Размышляя о стадиях кармы как о выращивании урожая, можно легко понять, что всякий раз, когда мы решаем заняться удовлетворением чувств, мы просто сами себя обманываем. Хотя какое-то немедленное удовольствие от своих действий получить можно, но позже обязательно придется страдать от их последствий.

Последняя стадия реакции, прарабдха, представляет собой проявленный результат прежней деятельности. Если деятельность в прошлом была греховной, то реакции будут характеризоваться полной мерой наказания или проявления неблагоприятного в жизни живого существа. Когда карма начинает раскрываться, человек проходит ряд позитивных или негативных переживаний — в зависимости от его прошлых деяний. Иногда эти фазы могут простираться за пределы одной жизни и переходить в следующую. В период раскрытия негативной кармы человек может испытывать очень тяжелые переживания.

Результаты кармы можно увидеть, наблюдая мир вокруг себя. Можно заметить, что некоторые люди, во что бы ни вкладывали свои деньги, обязательно их потеряют. Некоторым, что называется, не суждено делать деньги, а другие, кажется, способны и песок превратить в золото, причем, не прилагая к этому особых усилий. Подобным образом, учащиеся часто замечают, что некоторым из их однокашников достаточно просто прочитать что-либо, чтобы достичь результата, а другим приходится прилагать невероятные усилия, чтобы просто переползти в следующий класс или перейти на следующий курс. Многие из нас знакомы с людьми, положившими всю жизнь на то, чтобы сохранить здоровье, прилагая к этому огромные усилия: и гимнастику делали регулярно, и питались сбалансированно, а умерли

Навигация:

Страница 24
Страница 23
-- Страница 22 --
Страница 21
Страница 20