Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 27 ------

Размышления о сакральных истинах - Ишопанишад - Страница 27

превосходит всех. В этом стихе Кришна сравнивается с самым быстрым бегуном во Вселенной. Никто не может превзойти Его, даже самые могущественные полубоги. Его влияние ощущается повсюду, но Веды говорят, что Кришна никогда не покидает Своего вечного дома. Как может прекрасный Шьямасундара (Кришна), постоянно играющий на своей чарующей флейте, завораживающий все Творение Своими любовными играми, перенести разлуку с Вриндаваной, краем, где Он наслаждается самыми близкими и полными взаимоотношениями? Как может Он оставить общество Своих самых любимых спутников? На первый взгляд наше понимание Кришны во Вриндаване может показаться противоречащим концепции всепроникающего Бога, описанной в этой мантре, и во всей «Шри Ишопанишад». Как может Кришна, который настолько привязан к Своим вечным слугам, что даже не может расстаться с ними, в то же время сделать Себя доступным для обусловленных душ, которые только тем и занимаются, что убегают от Него? Истина в том, что Он одновременно связан как со Своими близкими друзьями и родственниками, так и с теми, кто покинул духовное царство.

Кто обладает силой и любовью, тот, даже встретившись с враждебностью или равнодушием, никогда не становится на ту же позицию. Сильные любящие люди будут стараться делать все лучшее даже для тех, кому нет до них дела, в надежде, что те рано или поздно все-таки их примут. Точно так же, когда мы поворачиваемся спиной к Кришне, Он в ответ не отворачивается от нас. Сверхдуша пребывает во всем и видит все, что мы делаем. Конечно, если мы ведем себя неподобающе, нам не очень-то захочется принять эту идею! Страшно подумать, что вся наша жизнь постоянно подвергается мониторингу, да еще такому детальному! Однако если мы стараемся поступать как должно, то сознание того, что мы никогда не остаемся в одиночестве, станет для нас большим утешением. Кришна всегда старается вызволить нас. Когда нам приходится трудно, когда мы одиноки или сбиты с толку — как приятно и утешительно знать, что Кришна всегда рядом и готов нам помочь. Даже в отсутствие преданных мы никогда не чувствуем себя брошенными или совершенно одинокими. Помощь уже идет. На самом деле она уже здесь!

У Кришны множество разных экспансий. Кроме того, Он проявляет Себя в различных энергиях. Все экспансии исходят из первоначального summum bonum — Кришны в облике Господа Шьямасундары. В каком-то смысле существует одна лишь антаранга-шакти, изначальная энергия Господа, непосредственно связанная с духовным миром. Но когда живое существо приходит в соприкосновение с тремя качествами материальной природы, его вводит в заблуждение бахиранга-шакти Господа. Поскольку живое существо сотворено из татастха-шакти, его природа состоит в том, чтобы соединяться либо с внешней энергией Господа, бахиранга-шакти, либо находиться в гармонии с Его высшей энергией, антаранга-шакти. Ответственность за создание концепции отделенности лежит на аханкаре, ложном эго, являющемся элементом материальной энергии. Именно аханкара заставляет обусловленные души заниматься какой-то деятельностью, помимо той, что направлена на непосредственное удовлетворение Кришны. Отвернувшись от своей истинной природы, живое существо входит в ее искаженное отражение, называемое бахиранга-шакти. Это тень внутренней энергии, и потому ее назначение — быть единой с внутренней энергией, но в то же время и отличаться от нее.

Внутренняя энергия Кришны состоит из трех потенций:

· Самвит — потенция знания, осведомленности и компетентности;

· Сандхини — потенция внешнего бытия;

· Хладини — потенция внутреннего наслаждения;

Потенция самвит в своей подлинной форме обеспечивает нам сознание своего истинного бытия как вечных слуг Кришны, а также сознание различных нам, руп, гун и лил Кришны. Когда мы отворачиваемся от Бога, самвит в своей искаженной форме дает нам сознание временного и иллюзорного материального отождествления. Будучи преданными, мы должны время от времени критически спрашивать себя: «Принимаю ли я полное прибежище этого знания?» Будучи обусловленными живыми существами, мы часто смотрим и не видим, слушаем и не слышим: пашьян апи на пашьяти («Шримад-Бхагаватам» 2.1.4). Майя препятствует нашей способности правильно вопринимать трансцендентное знание. Настоящее видение и настоящее слышание — это вовсе не способность различать объекты чувств, которые наполняют наши глаза, или разбираться в звуках, бомбардирующих наши уши, — это вопрос реализованного опыта.

Мы сами выбираем вид своих взаимоотношений с Кришной.

Кришна так милостив, что позволяет нам выбирать, как жить с Ним. Мы можем жить либо в самом божественном и возвышенном окружении в своей вечной обители, либо в материальном мире, общаясь с некоторыми Его проявлениями. Бог познается множеством способов. Например, Его можно знать как высшего ишвару, или Самодержца. Его можно знать в образе, в котором Он пребывает на Вайкунтхе, царя над всем и всеми с великой пышностью и бесконечным великолепием. В противоположность этому, так сказать, официальному облику, Кришне можно поклоняться в Его самом сокровенном и свободном от формальности облике — облике Говинды на Голоке Вриндаване, высшей планете духовного неба, в личной обители Господа. И даже это общение с Говиндой может быть разным: мы можем общаться с Ним как старшие, как равные и как подчиненные. Иногда Кришна видит, что Его спутник хочет вступить с Ним в какие-то иные, не такие, как обычно, отношения, и в некоторых случаях Он это допускает. Разнообразие и острота ощущений

Навигация:

Страница 29
Страница 28
-- Страница 27 --
Страница 26
Страница 25