Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 61 ------

Размышления о сакральных истинах - Ишопанишад - Страница 61

знаю, то, что я совершил, греховно, но теперь прими, пожалуйста, эти аскезы и покаяния в качестве небольшой компенсации Тебе». С одной стороны, мы знаем, что такое поведение неправильно, но с другой, Мантра Одиннадцатая, как будто, допускает такую двойственность. Как же нам, вайшнавам, понять эту двойственность? А вот как. Мы должны понять, что такое греховная жизнь, чтобы знать, каких поступков следует избегать, и чтобы в конце концов освободиться от повторяющихся рождений и смертей.

Освобождение через материальные поблажки? Некоторые философы считают, что путь к освобождению лежит через богатый материальный опыт. Существует теория, которая утверждает, что, погружаясь в материальное наслаждение, мы неизбежно перегорим и таким образом освободимся от привязанностей. Исходя из этой гипотезы, можно заключить, что для того, чтобы освободиться от оков этого мира, человек должен вначале очень сильно привязаться к объектам чувств. Предсказуемый результат: человека постигнет такое разочарование от общения с этими объектами, что отречение придет к нему само. Одна из организаций, пропагандирующих такую искаженную философию Востока, это Ошо — Движение Бхагвана Шри Раджниша (1931-1990). Иногда люди проводят всю свою жизнь, культивируя вредные привычки, в надежде, что если они ведут себя совсем дико, то неизбежно придут к разочарованию. Логично предположить, что если такое поведение ведет к освобождению, тогда свинья — самый возвышенный вид жизни. Свинья, чье тело приспособлено для чувственного наслаждения, ест что попало, не исключая и испражнений. Свиньям нравится валяться в грязи, и они столь похотливы, что способны совокупляться даже с собственными маленькими поросятами. У них нет никаких ограничительных инстинктов.

Медицинская наука неоднократно доказала, что употребление наркотиков — предписанное врачом или незаконное — ведет к зависимости, а вовсе не к отвращению. Обычно, если человек принимает вещества, вызывающие зависимость, его тело требует все возрастающих доз, чтобы получить удовлетворение. В конце концов, наркоман начинает потреблять наркотик, просто чтобы избежать болезненных ощущений. Совершенно очевидно, что если мы погружаемся в греховную деятельность, автоматического отвращения и выключения из этой деятельности не происходит. Однако обучение тому, насколько опасны наркотики — не то же самое, что эксперименты с ними. Мы не можем продвигаться, зная лишь то, что надо делать. Это лишь часть знания. Если мы знаем только то, что правильно, мы рано или поздно столкнемся с проблемами, поскольку у нас не будет ясного представления о том, чего делать нельзя. Тогда в наше жизненное пространство могут вкрасться нежелательные ситуации, ибо нам не хватит понимания того, чего следует избегать на пути сознания Кришны.

Ведические писания дают нам список правильных и неправильных видов деятельности. Правритти и нивритти — это кирпичики, из которых строится садхана-бхакти — практическое преданное служение. Правритти — это те виды деятельности, которыми мы должны заниматься, чтобы достичь цели преданного служения, тогда как нивритти — то, чего следует избегать. В «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами перечисляет 64 принципа, которые позволяют нам достичь бхавы и, впоследствии, премы. Эти 64 принципа включают в себя как рекомендующие, так и запрещающие указания. Если мы положим эти принципы в основу нашей духовной практики, то благие результаты проявятся естественным образом. Мы должны постоянно сознавать сиддханту, но, в то же время, непрерывно отслеживать проявления майи и не попадаться в ее ловушки. Нет необходимости экспериментировать с поеданием плоти, одурманиванием, игрой или случайными связями, чтобы понять, что все это приводит к короткому замыканию в нашей духовной жизни. Напротив, нам совершенно необходимо понимание того, что этих видов деятельности надо тщательно избегать. Когда мы научимся ясно различать посредством духовного знания, что такое хорошо и что такое плохо, у нас появится мощнейший катализатор перемен, ведущих к духовному продвижению.

Распознавание укрепляет решимость

Мы не только должны ясно представлять себе различные этапы ускорения преданного служения, но и опасаться определенных препятствий. Тогда мы сможем достичь бессмертия. Этот стих вовсе не подразумевает, что духовная и греховная жизнь идут рука об руку. Как раз наоборот, — он означает, что грех и благочестие связаны отношениями противоположности. Чтобы прогрессировать, нужна зрелость сознания. Продвигаться — значит понимать, что надо делать, и делать это, а также знать, чего надо избегать и почему. Если мы знаем, что надо делать и чего надо избегать, но не понимаем смысла этих указаний, мы рано или поздно утратим вдохновение, жизненную силу своей духовной практики. Если нам просто велели избегать каких-то поступков, не объяснив глубокого смысла греховного поведения, мы просто падем жертвами иллюзии. Мы растем, практикуя должным образом садхана-бхакти и вырывая с корнем сорняки, то есть оскорбления. В Писаниях можно найти множество определений, которые помогут нам распознать эти сорняки, способные задушить нашу лиану преданности. Зная, как выглядит враг, мы сможем защититься от него.

Когда мы начнем оценивать, что повлечет за собой достижение нашей цели, мы изыщем решимость продолжать двигаться к ней, ибо она будет яснее прописана в нашем сознании. Если же мы не видим цели в своем сознании, тогда как же мы определим верное направление? Известная пословица гласит: «Если ты не знаешь, куда хочешь прийти, тогда все равно, куда идти». Если мы не осознаем своей цели живо

Навигация:

Страница 63
Страница 62
-- Страница 61 --
Страница 60
Страница 59