Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 89 ------

Размышления о сакральных истинах - Ишопанишад - Страница 89

личности нам надо избавиться. До какой степени мы готовы сбросить свою обусловленность, до такой степени мы и очищаемся. Наша чистота основывается не на том, что мы накопили, а на том, насколько мы понимаем, как использовать накопленное, и насколько мы способны отбросить все чрезмерное и ненужное.

Кто нам нужен — Кришна или Майя?

Столкнувшись с наукой самоосознания, мы заново осмысливаем, кто мы есть на самом деле. Мы позабыли свою настоящую сущность. Этот процесс повторного открытия себя — не взыскание, налагаемое на нас извне, но неотъемлемая часть нашей природы. Множество трудностей, с которыми мы сталкиваемся в процессе отпускания от себя ненужного, происходят из бхайи, то есть, страха, берущего начало в двойственности махат-таттвы, которая жизнь за жизнью держит живое существо в заключении. Большая часть этого страха — это страх перед Самим Кришной. На самом деле мы просто не хотим вписываться в Его планы. Если бы наше доверие, вера и любовь к Кришне были сильнее, нам было бы проще соответствовать Его планам в отношении нас. Можем ли мы попытаться поставить Его планы на первое место, а все остальное отодвинуть на второе? Одно из благ, которые произойдут из нашего доверия к Кришне, состоит в том, что вторичное в нашей жизни не будет так сильно нас беспокоить. Таким образом, нам удастся сдерживать напор иллюзии со стороны материальной энергии.

Майя-деви постоянно проверяет, действительно ли мы стремимся к Кришне. В ее распоряжении множество различных стратегий, с помощью которых она исправляет нас. «Вот, — говорит она, предлагая нам блестящий объект чувственного наслаждения, — возьми. Это легче и быстрее, чем служить Кришне». Обычно мы испытываем искушение принять ее предложение, поскольку тенденция обусловленной души состоит в том, чтобы взять как можно больше, дав при этом как можно меньше. Обладая сознанием потребителя, мы постоянно будем падать жертвой соблазнов Майи. Большая часть преданного служения заключается именно в способности не отклоняться от столбовой дороги бхакти. Один из способов оценить свой уровень бхакти — пронаблюдать, в какой степени мы способны концентрироваться на своей цели. Некоторые из нас погружаются в бхога-тьягу, другие большую часть времени блуждают умом. Когда ум блуждает, мы становимся невнимательными и неадекватно воспринимаем действительность. Это называется прамада, «безумие».

Мы живем на Мритьялоке, в обители материальной энергии. Будучи вечными духовными существами, мы обитаем в материальных телах. Это несоответствие создает двойственность. Порой Майя пытается стянуть нас вниз, соблазняя престижем, богатством или знанием. Майя говорит: «Почему бы тебе не оставить Кришну? Чтобы получить то, чего тебе хочется, ты вовсе не обязан предаваться. Воспользуйся собственным разумом, а я помогу тебе достичь твоего заветного желания». Если мы начинаем медитировать на собственные силы, вместо того, чтобы стараться предаться Кришне, Майя отыщет множество способов соблазнить нас.

Однако, оставаясь сосредоточенными на своих духовных усилиях, мы сможем противостоять ее искушениям. У нас есть право ответить твердо: «Майя, я побывал во многих положениях и совершил бесконечно много грехов — не только в этой жизни, но и во множестве других жизней. Я не нуждаюсь, повторяю — НЕ НУЖДАЮСЬ — ни в каких твоих предложениях. Я знаю все твои трюки». Разумеется, Майя так легко не отстанет. Она будет снова и снова стучаться в нашу дверь. «Помнишь меня? — говорит она. — Помнишь, что мы творили вместе? Друзья не должны забывать друг друга». Майя стремится пролезть в нашу жизнь и удобно расположиться в ней. Мы можем говорить ей, что заняты преданным служением, но она будет надоедать нам, прикидываясь другом, до тех пор, пока полностью не убедится, что в нас не осталось ни капли влечения к ней.

Часто ли мы принимаем решение: «Сегодня я паду в майю»? Чаще всего мы думаем противоположное: «Я буду стараться изо всех сил, чтобы не пасть сегодня в майю». Мы попадаем в ловушку материальной энергии из-за нагромождения разумных и логических доводов, позволяющих нам свести к минимуму духовный процесс. Умаляя Кришну, мы открываем двери Майе. «Я скучала по тебе, —говорит она. — Ты теперь занят бхакти-йогой, и у тебя совсем нет времени для старых друзей». Но когда Майе удобно, мы оказываемся в ловушке. Она всегда будет пытаться одурачить нас. Поэтому автор в Мантре Пятнадцатой молится о том, чтобы быть способным сосредоточиться на Господе в настроении персонализма и не отвлекаться на внешние энергии Господа. Если мы настаиваем на своем преданном служении, невзирая на искушения, Майя, в конце концов, признает свое поражение и скажет: «Ладно, я оставляю тебя в покое! Благословляю тебя на то, чтобы ты опьянел от беспримесной любви к Кришне!»

Кришна говорит, что тот, кто дорог Ему, не подвержен влиянию счастья и горя. Тот, кто дорог Ему, равнодушен к материальному удовольствию и боли, и потому неподконтролен двойственности материальной энергии. Искушение мыслями не властно над ним. Двойственность влечет за собой сложности, неясности и, как следствие, — разочарование, но Кришна никого не разочаровывает. Когда мы развиваем подлинную веру в Него, нам оказывается легче серьезно сосредоточиться на истинной цели самоосознания. По мере того, как наше

Навигация:

Страница 91
Страница 90
-- Страница 89 --
Страница 88
Страница 87