Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Забота о преданных - Страница 2

едим, из идей, которыми нас питает общество. То есть наш ум, наше ложное эго состоят из пространства, которое вокруг нас. Человек потому и страшится смерти, что боится потерять всё то, что его питает, в чем он видит источник своего существования. Он воспринимает свое бытие не в себе, не в сущности своей (сварупе), а в том, что его окружает. Но мы знаем, что в бренном мире всё постоянно меняется — общество меняется, отношения меняются, вера меняется. Поэтому человек испытывает страх смерти. Как же проявляется этот страх, абхинивеша?

Из-за страха смерти мы не вкладываемся по-настоящему в отношения друг с другом — энергия взаимоотношений блокирована неизбежностью утраты. Мужчины и женщины не могут личностно общаться друг с другом: ведь то, что временно, мы можем только эксплуатировать. Люди разных вероиспо-ведований не могут общаться друг с другом, взрослые не могут толком общаться с детьми — и все потому, что все находятся в состоянии ложной зависимости, порождающей страх. Зависимости от временного. В основе этого страха — нежелание ученичества, привязанность к так называемому совершенству, о котором было сказано выше. Поскольку совершенство

в том понимании, которое мы имеем сейчас, — означает быть совершенными в глазах других. Родители хотят быть авторитетами для детей, мужчины для женщин и т. д. Обычно фактически все мы просто бессознательно самоутверждаемся за счет друг друга. Желание совершенства — это желание возвыситься над другими, стать Богом.

Человек не хочет выглядеть плохо, не хочет предстать в глазах других глупым, не хочет покинуть зону комфорта, которая создается признанием окружающих, особенно близких людей, и из-за всего этого испытывает страх. Для человека, изучающего психологию, эта проблематика будет выглядеть привычной или даже банальной, но решение данного вопроса находится вне психологии, по крайней мере в ее материальном понимании. Решение находится в духовной сфере, в сознании Кришны. Осознание своей сущности (сварупы) зависит от принятия ученической позиции. А что значит быть учеником? В первую очередь это значит принимать импульсы, которые приходят к нам из нашего окружения, включая побуждения наших чувств и ума, — как поставленную перед нами задачу. Поставленную кем? Духовным учителем, разумеется.

На пути ученика возникают препятствия, соблазны, приходит успех или мы привлекаемся чем-то красивым, что, как нам кажется, должно принадлежать нам... Одним словом, любое воздействие извне, предлагающее отключить сознание, отреагировать

шаблонно, инстинктивно, становится для ученика определенным уроком, задачей либо даже испытанием. Важно помнить, что основное пассивное желание обусловленной души (то, что заложено в нашей психике) — желание быть обманутым. Поэтому когда человеку предлагают чем-то попользоваться, он с удовольствием забывает, что не может ничем пользоваться просто так. За всем стоит определенная дхарма, осознанный долг, ответственность.

Истинная вера — это творчество

Именно это отличает освобожденную душу от обусловленной: обусловленная душа моментально привязывается к результатам своего труда. Даже не начав трудиться, она уже привязана! Ею движет совсем не творческий принцип. Творчество мы определяем точно так же, как ученичество: действовать не ради своих интересов, а ради познания мира, людей и Бога. Действовать ради своих интересов — это комфортное угасание духа. Нет никакой разницы между настоящим служением и настоящим познанием. Об этом говорится в «Бхагавад-гите» (5.4). Мы не можем служить, если мы не знаем на самом деле того, кому мы служим, его истинных потребностей. Если же мы узнали это, то мы не сможем не служить, ибо такова наша санатана — дхарма (сущность). Как только нам открыли, чего хочет Бог от нас, как только мы ощутили это, наш дух немедленно пробуждается к творческой (бескорыстной) деятельности.

Ученик всегда действует, и на этом пути обретения силы собственного духа ему не важно, какие будут внешние плоды, успех или неудача. Ради познания он готов отказаться даже от общественного статуса или признания. Любое внешнее событие, влияющее на него, любое заряженное состояние его психики (неважно, положительное или отрицательное) он воспринимает с интересом и энтузиазмом, как исследователь. Это и есть вера. Согласно нашей

философии, вера имеет три составляющих: утсаха (энтузиазм), нишчая (понимание) и дхарья (терпение). Что же касается представлений о «хорошем» и «плохом», то такую оценку жизни производит наше бессознательное, ложное «я», а именно материальный ум и разум, которые формируются социальными связями, точнее зависимостью от них. Ориентируясь на эти связи, личность начинает видеть смысл своей жизни в стремлении к «хорошему», т. е. комфорту.

Всё, что я объясняю сейчас, это азы «Бхагавад-гиты». Есть шлоки, в которых это знание сконцентрировано с большой силой. Например, в 18.54 Шри Кришна говорит:

брахма бхута прасаннатма на шочати на канкшати

самах сарвешу бхутешу мад бхактим лабхате парам

Слова брахма бхута — означают качественное единство с Богом. Господь — Творец, тот, кто создает и поддерживает мир и каждого в этом мире. Быть творцом — означает быть слугой и учеником. Почему учеником? Потому что творческий процесс означает постоянное изучение предмета, а именно природы. Почему слугой? Потому что служение совершается природе, т. е. всему тому, что нас окружает и от нас зависит. Бог служит Своей природе, поддерживает ее. И служение Богу — значит служение Его природе, т. е. всему тому, чему Он служит,

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 4