Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 3 ------

Забота о преданных - Страница 3

что дорого Ему.

Конечно, сейчас мы еще сами находимся в природной, зависимой позиции. То есть служить для нас означает исполнять чьи-то ожидания, угождать. Когда мы слышим такие выражения, как «Удовлетворение духовного учителя», мы автоматически подразумеваем именно это, что гуру нужно угодить. Но есть ведь еще и другое понимание: духовный учитель естественным образом удовлетворен, когда видит, что мы сознательно занимаемся служением, что нас вдохновляет само дело, миссия. И, с другой стороны, если гуру видит, что ученик послушен перед ним, но не является творцом, то он не будет уверен в ученике, не будет удовлетворен внутренне. Разумеется, я не хочу сказать, что одно понимание служения хуже другого. Для семьи одинаково важно служение мужчины и женщины. Мужчина несет основную ответственность за будущее семьи, и он делает это не для того, чтобы просто угодить жене. Если он делает именно так, то жена не будет в нем уверена, не будет чувствовать себя защищенной. Что касается женщины, то у нее отношение к служению иное. Она не столько служит, сколько хлопочет, т. е. руководствуется своими привязанностями, отождествлениями. Ей важно именно угодить тому, кому она служит, получить эмоциональную поддержку от него, свидетельство того, что она делает всё хорошо.

Если в нашем обществе будет культивироваться только женский тип служения и смирения, то в нем не будет лидеров (слуг), а будут только исполнители.

Женский тип смирения: «Я делаю то, что от меня ожидают, но за ситуацию в целом, за судьбу общества, храма или нама-хатты я не отвечаю». Это естественная позиция, она природная, но она не является духовной. Потому что дух — это ом пурнам, целостность. Дух динамичен, и именно он поддерживает природу, без него природа становится отделенной, статичной, материальной. В нашем обществе сознания Кришны во многих центрах ощущается некая статичность, преданные просто поддерживают то, что есть и со временем желающих делать это становится все меньше. Почему возникает такой сценарий? Из-за отказа от сознания Кришны, не в его внешне — атрибутивном смысле, а от его творческого духа. Я не хочу сказать, что духовной (творческой) деятельностью могут заниматься только мужчины. Женщины, мужчины — не важно, мы внутренне суть дух, ом пурнам. Но женщине психологически это делать сложнее, чем мужчине. Поэтому ее духовная практика осуществляется вместе с мужчиной, рядом с ним.

Итак, брахма бхута значит быть слугой в целостном смысле, быть подобным Богу, Творцу. Далее идет описание состояния такого слуги, прасаннатма. Это слово означает счастье, но не чувственное счастье, а духовное счастье, идущее изнутри. Чувственное счастье — зависимое и потому временное состояние, когда нами довольны, нам улыбаются, присутствует физический и эмоциональный комфорт. Но прасаннатма — это счастье ученика, который не делит

жизнь на «хорошее» и «плохое», потому что у него есть дело в жизни и ему не до этого. Это как раз то, что Кришна говорит в шлоке дальше: на шочати на канкшати. Мы это уже обсуждали.

И еще одна характеристика платформы брахма бхуты — это самах сарвешу бхутешу — «равно относится ко всем». Когда в нас действует природа, лишенная духа, то мы руководствуемся своими представлениями, предубеждениями. Мы субъективны. Это терпимо еще, когда мы не отвечаем в целом за общество (за ятру или нама-хатту). Тогда мы можем просто быть с тем, с кем нам нравится быть (точнее, с тем, кому мы нравимся). Когда у нас возникают проблемы в отношениях, то мы можем пойти к лидеру, где нас успокоят, скажут, что «всё о`кей», дадут хороший совет, и жизнь снова станет привлекательной. Но когда вы отвечаете за общество, то тогда, извините: самах сарвешу бхутешу. Иначе в итоге вы просто потерпите фиаско в своей ответственности.

Тот, кто отвечает за семью, за мир в отношениях, не имеет права на субъективизм и предубежденность. У лидера вообще нет прав, одни только обязанности. Хотите быть настоящими лидерами (смех в аудитории)? То-то же. Ученик или слуга не может судить да рядить о чем-либо или о ком-либо. Так он быстро теряет духовные силы, полномочия. Его дело — изучать людей, задавать им вопросы, проясняя так что-то важное для себя и для них. Быть руководителем — не значит «благословлять» кого-то своим «авторитетным»

субъективным мнением. Быть истинным авторитетом — значит помогать другим пробуждать в себе их собственное сознание Кришны. Сознание Кришны невозможно привнести извне. Оно может пробудиться только в сердце самого человека, потому что оно уже есть там. Объективно сознание Кришны у нас — размером с горошину, зато субъективно (в нашем представлении) — с гору. Поэтому Шрила Прабхупа-да говорил: «Крупица веры гораздо важнее тонн безверия».

Обычно люди хотят, чтобы лидер увидел в них эти наносные «тонны», они хотят, чтобы лидер занял в служении их неосознанные мотивы. И это крайне соблазнительно для лидера — использовать эмоциональные ресурсы человека, его утсаха-майу. Ведь можно очень быстро достичь внешних результатов, удовлетворяя чувства людей. Но настоящий руководитель думает не столько о процветании своей организации, сколько о духовном благе конкретного человека. Поэтому если он и использует желание человека быть обманутым, то только на небольшое время, чтобы включить его

Навигация:

Страница 5
Страница 4
-- Страница 3 --
Страница 2
Страница 1