Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 5 ------

Забота о преданных - Страница 5

(якобы).

На самом деле истинный слуга является слугой для всех, для старших, равных и младших. Если же он считает, что является слугой только для старших, то это значит, что он узурпировал свое положение (даже если его старшие назначили на этот пост). То есть он просто прикрывается парампарой для самоутверждения и власти. Даса анудаса означает, что у нас парампара слуг слуг. То есть мы не являемся слугами господ. В вайшнавском этикете есть такое предписание, что если у нас сложности со старшим, то нужно идти к более старшему со своей проблемой. Но это предписание актуально в том случае, когда руководитель является каништха-адхикари. Если руководитель мадхйама-адхикари, то в таком способе действий обычно не возникает необходимости, потому что он слуга и сможет решить проблему своего господина (того, кто обратился к нему). Нет, вы не правильно поняли: он не будет угождать, он не стремится быть хорошим руководителем в смысле произвести впечатление на своих последователей. Нет. Он просто будет максимально объективен (честен) с ними, и поэтому последователи будут чувствовать, что Господь проявляется через него.

Наставничество и дхарма

В чем смысл дхармы? Дхарма, закон справедливости, — это то, что интуитивно признаёт каждая душа. Дхарма означает, что права идут за обязанностями, положение, которое занимает человек, вытекает из его служения. Тогда права человека, его положение не становятся предметом зависти и соперничества. Ведь претендентов на то, чтобы исполнять дхарму, немного. Когда у руководителя общества есть права, но нет обязанностей, но такое общество больно и дхарма (высший закон) непременно уничтожит это общество. Даже в материалистичном обществе, если, допустим, чиновник допустил серьезные промахи при исполнении своих обязанностей, то он обычно подает в отставку. Благодаря тому, что данный принцип хоть как-то воплощен, западная цивилизация еще сохраняет свою силу. Но в религии ситуация сложнее, в силу ее идеалистичности. Люди склонны мистифицировать своих лидеров, выводить их из сферы дхармы (ученичества, исполнения обязанностей). Поэтому если лидер сам, благодаря своей духовной практике, не помещает себя в эту сферу, то последователи непременно захотят слепить из него идола, и такое общество превратится в секту.

На самом деле истинный слуга вообще не интересуется своими правами. «Это как понимать? — спросите вы. — Неужели ему для исполнения обязанностей не нужно иметь должность, чтобы люди были формально

обязаны подчиняться ему? А если он домохозяин, разве он не имеет права на достойную зарплату? » Нет — отвечаем мы на это — ничего из перечисленного ему не нужно для исполнения обязанностей. И я говорю это совсем не потому, что являюсь монахом, который не знает, «почем фунт изюма» в материальном мире. Для того чтобы исполнять обязанности, человеку не нужно ничего, кроме исполнения обязанностей. Сейчас объясню уже. Для исполнения обязанностей человеку нужны только полномочия. А что это такое? То есть его должны назначить? Это не важно. Могут назначить, а могут и нет. Назначение человека часто его дисквалифицирует, поскольку дает ему незаслуженные права, власть и делает его положение предметом зависти. Истинные полномочия преданного — это его видение, понимание воли Всевышнего. Видение же приходит благодаря открытому диалогу с теми, кому мы служим. То есть полномочия возникают тогда, когда те, кому мы служим (наши гуру), убеждаются в нашей ответственности и порядочности.

Процветание человека — это его право. Но процветание, артха, следует за дхармой, нравственностью. Вайшнав исполняет обязанности не ради выгоды. Но выгода ему нужна, плоды деятельности необходимы ему для исполнения дхармы. Поэтому для вайшнава артха является не целью дхармы, а составляющей дхармы. Например, дхарма грихастхи — создавать и распределять ценности. Но чтобы их жертвовать, их нужно вначале иметь. Вайшнав-грихастха обязан

думать о том, как зарабатывать, то есть чтобы люди давали ему ценности в обмен на то, что он дает им.

Одна из важнейших функций наставничества, которая сейчас практически не работает, заключается в создании у членов общества неукоснительной нравственной установки, обеспечивающей процветание. Это означает следующее. Я делаю для вас что-то ценное совершенно бескорыстно. Но вы, получив это, обязаны сделать что-то равноценное или более ценное для кого-то другого в общине (также бескорыстно) . А тот для кого-то еще. В итоге я получу то, что мне нужно для жизни, причем не только в аспекте грубой материи. Это означает зависеть от Бога. Если я среди слуг, среди друзей, то я не могу не процветать. Но, чтобы это работало, не только у меня должен быть такой настрой на служение, но и у каждого члена общины. А для этого необходимо наставничество. Очень жесткое и бескомпромиссное в отношении нравственных принципов. В нашем языке есть формула дадати пратигрихнати. Обычно мы воспринимаем данное наставление Рупы Госвами как наказ обмениваться подарками. Но в действительности это наставление для вайшнава артхи, процветания.

В Бенгалии есть поговорка: «У Бога десять рук. Если Он захочет ими забрать что-то у вас, то как вы сможете своими двумя это сохранить? А если Он захочет своими руками дать вам что-то, то у вас не хватит рук, чтобы всё это принять». В этой поговорке заключен важный смысл: если вы окружены десятью друзья-

ми, то

Навигация:

Страница 7
Страница 6
-- Страница 5 --
Страница 4
Страница 3