Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Забота о преданных - Страница 7

комнату, где дети могут играть в какие-то развивающие игры, раскрашивать что-то и т. п. под присмотром одного — двух родителей, которые должны иметь возможность также слушать катху по радиосвязи. Это — правильная система.

Итак, анартха-нивритти наступает тогда, когда мы начинаем совершать совместное служение в режиме взаимозависимости (бхаджана-крийи), когда мы позволяем другим заходить на территорию наших прав. Это просто заставляет нас занимать сознательную

позицию: прояснять факты и отношения, не позволять себе руководствоваться предубеждениями и теми плохими чувствами, которые эти предубеждения порождают. Также сознательность означает практичность, когда люди верят не красивым словам и идеалистичным представлениям, а поступкам и фактам. Признаком того, что преданный успешно проходит стадию анартха-нивритти, являются такие чувства: «Да, у нас всё не просто, но мы остаемся вместе и открыто решаем! свои вопросы. Мы — действительно община». Обычно люди, когда говорят о единой, дружной общине, из-за отсутствия опыта имеют в виду всё что угодно, кроме реального явления. В реальной общине всегда есть трудности, но люди всё равно преданы ей. Почему? Потому что в ней живет нравственность, правда. Люди счастливы в общине именно потому, что они чувствуют рост, свое ученичество. Поэтому на ступени анартха-нивритти появляется ручи, устойчивый вкус к личной практике, а также асакти, привязанность к Кришне, к Его духовной семье. Так что настоящее анартха-нивритти происходит не индивидуально, но совместно. И ключевую роль здесь играют наставники, которые помогают преданным з;анимать правильную, конструктивную внутреннюю позицию в отношениях и совместной деятельности.

Истинный вайшнавизм начинается после избавления от иллюзий

Есть два типа трансценденталистов: одни — им-персоналисты — сознают, что не являются материей, телом. Благодаря этому осознанию они духовно развиваются. Другой тип верующих — бхакты, вайшна-вы — тоже сознают свое отличие от материи, но не умозрительно, а функционально. Это значит, что осознание себя брахманом (духом) у вайшнавов происходит благодаря даршану Господа. Как понять, что мы видим Бога? Когда в нас пробуждается сознательная энергия служения, брахман. Я цитировал вам известную шлоку из «Гиты»: брахма бхута прасаннатма. В ней Шри Кришна говорит о том, что, только обретя качественное свойство брахмана, т. е. на платформе освобождения, можно совершать чистое преданное служение. Но следующий стих (18.55) еще более важен, потому что он объясняет то, каким образом освобождение достигается именно бхактами, а не импер-соналистами. Господь Кришна говорит в этом стихе:

бхактья мам абхиджанати яван яш часми таттватах

тато мам таттвато гьятва вишате тад-анантарам

Смысл тут в том, что достичь уровня брахма-бхуты и отправиться в обитель Господа можно посредством бхакти-йоги, которая является с самого начала не чем

иным, как даршаном Господа, который проявляет Себя в личности гуру, а также в описаниях Его вечных игр, в харинаме. В комментарии Шрила Прабху-пада пишет: «Поднявшись на уровень брахма-бхуты и освободившись от материальных представлений о жизни, человек начинает заниматься преданным служением Господу, слушая рассказы о Нем. Но тот, кто уже слушает о Верховном Господе, не прилагая особых усилий, достигает уровня брахма-бхуты и очищается от материальной скверны». Почему дар-шан Господа пробуждает в нас истинную сущность, брахман? Потому что Господь есть Парабрахман. Ну, вы это знаете. Подобное пробуждает подобное. Но уникальное преимущество бхакти-йоги заключается в том, что Господь — воспринимаемый чувствами Брахман, что очень подходит обусловленной душе.

Достигнув освобождения, имперсоналист обречен на падение, если его, как Шукадеву, не привлечет хари-катха. Потому что, как бы он ни верил в то, что является чистым духом — творцом и, соответственно, может нести любой уровень ответственности, в какой-то момент создастся такая серьезная ситуация, с которой он не сможет справиться. К чему это приведет? К подрыву веры в свою духовную сущность и падению на материальный уровень. Дело в том, что джива не является полностью самодостаточным творцом, т. е. изначальным ом пурнам является только Кришна. Конечно, когда джива достигает брахма-бхуты, она может до некоторой степени управлять майей

(что исключено в обусловленном состоянии), но она не может делать это полностью. Поэтому даже освобожденная душа не является независимым от Господа творцом.

Проблема имперсоналистов в том, что они считают себя независимыми творцами судьбы, а проблема преданных, не достигших брахма-бхуты, заключается в том, что они вообще не считают себя творцами. Под предлогом зависимости от воли гуру и Кришны преданные просто плывут по течению своей судьбы, даже не пытаясь повлиять на окружающее их общество, создать духовную семью. У них нет шакти, силы духа. Вайшнавами мы станем тогда, когда пройдем стадию избавления от иллюзии (брахма-бхуты). Пока что мы вайшнавы во внешнем религиозном смысле, как более или менее подходящие кандидаты.

Магия наставничества

Первая квалификация истинного вайшнава — в его сознательной ученической позиции, мы уже достаточно много говорили об этом. Но теперь мы обсуждаем еще более важный вопрос: каким образом эта энергия сознания пробуждается в человеке? У бхакти, у сознания Кришны нет причины, потому что бхакти само по себе является причиной всего. Истинной причиной творения является не раджа-гуна (побуждение к деятельности, основанное на желании), а именно бхакти. Поэтому изначальным Творцом мира является Вишну, а не Брахма. Под влиянием раджа-гуны мужчина может создать семью (и должен, собственно говоря), но он не может,

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5