Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

НЕМНОГО ПСИХОЛОГИИ, ПОМОГАЮЩЕЙ НАШИМ ДЕТЯМ - Страница 1

удовольствий с ранних лет, то из них получатся чудесные здравомыслящие граждане, так как они узнают истинное предназначение жизни. Если они научены воспринимать аскезы как удовольствие, тогда они не испортятся. Поэтому организуйте все таким образом, чтобы мы помогли этим душам вернуться к Кришне. Это наше истинное дело.

(Письмо Сатсварупе дасу, 25 ноября 1971г)

* * *

Наша цель обучения в гурукуле должна быть ясна: мы хотим наших детей воспитать чистыми преданными Кришны, и таким образом окончить их срок пребывания в материальном мире возвращением домой, обратно к Богу.

В Бхагават-Гите (15.1) Кришна дает нам пример, помогающий нам понять положение души в этом материальном мире.

И пример, который приводит Кришна, и пояснения Шрилы Прабхупады можно соотнести с воспитанием дисциплины у детей. Верховная Личность Бога сказал: “Говорится, что существует бессмертное дерево баньян, корни которго растут вверх, а ветви - вниз, а листья его - ведические гимны. Знающий это дерево познал “Веды”.

Комментарий: В этом материальном мире нет примера подобного дерева, расположенного ветвями вниз и корнями вверх, но тем не менее оно существует. Такое дерево можно обнаружить возле водоема. Нетрудно заметить, что у деревьев, отраженных в воде, ветви направлены вниз, а корни - вверх. Иными словами, дерево этого материального мира - лишь отражение истинного дерева духовного мира. Это отражение духовного мира покоится на желании, точно так же, как отражение дерева - на воде. Желание - причина того, что вещи пребывают в отраженном материальном свете.

(Б.Г. 15.1)

Желание является причиной материального существавания, но желание является и основой достижения лотосных стоп Кришны. Обучение, поэтому, - тонкий процесс, так как никто не может заставить кого-то пожелать найти прибежище на Голоке Вриндаване у лотосных стоп Кришны. Но в процессе обучения можно развить такую атмосферу, благодаря которой ученики склонны были бы усилить свое желание стать сознающими Кришну. Поэтому основная цель обучения и дисциплины в гурукуле такова: учить наших детей таким образом, чтобы они могли легко выбрать путь преданного служения Кришне.

НЕМНОГО ПСИХОЛОГИИ, ПОМОГАЮЩЕЙ НАШИМ ДЕТЯМ

СДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР СОЗНАНИЯ КРИШНЫ

Ведическая культура выдвигает свою точку зрения по вопросу развития детей. Пятнадцатая глава книги “Кришна” начинается с таких слов: “Так Шри Кришна вместе с братом Баларамой миновали десткий возраст, известный как каумара, и вступили в возраст пауганда, который начинается с шестого и заканчивается десятым годом. Возраст с десяти до пятнадцати лет называется каишора, а с пятнадцати лет мальчика называют йаувана или юноша”.

В каждом из этих периодов жизни к ребенку необходимо относится соответствующим образом, чтобы это помогло ему остановить свой выбор на Кришне.

•КАУМАРА

В этом возрасте в основном рекомендуется позволять ребенку делать то, что он хочет. Основная позиция в это время такова: ребенка следует “баловать”. Но что это значит ? Нужно ли ребенку давать в это время строгие наставления ? До какой степени родители должны ему все позволять ? Чего должен достичь ребенок на этой стадии жизни ?

Главной психологической задачей ребенка в эти годы является развитие самоуверенности и чувства безопасности. Поэтому детей следует баловать и нужно дать им почувствовать, как будто бы они - это центр вселенной. И родители могут им многое позволять. Хотя, исходя из разума, ребенку следует обеспечить его умственную, физическую и духовную безопасность, тем не менее для успешного его развития необходима полноценная обстановка любви в семье.

На протяжении первых пяти лет жизни физическое развитие ребенка драматично. Он изменяется, начиная с уровня младенца, который способен только есть, спать и плакать, кончая независимой индивидуальностью, котрая ходит, взбирается по ступенькам и сама спускается, бегает и играет.

Его коммуникативные возможности начинаются с плача и улыбки, затем развивается произнесение односложных слов до целых предложений, до правильного употребления глагольных форм и множественного числа существительных. Вообще, до того, как ребенок научится дружить, он развивается и начинает прогрессировать, начиная с привязанности только к матери, потом уже к отцу и остальным членам семьи. К пятилетнему возрасту дети бросаются не поиски родителей только в критических ситуациях.

В данный период дети эгоцентричны. Они думают, что мир вращается вокруг их прихотей. И обычно, по прошествии этого этапа жизни, ребенок приходит в школу, по привычке считая себя принцем.

•ПАУГАНДА: с пяти до десяти лет.

С пяти до десяти лет ребенок учится общению и усваивает основные законы общественного поведения, что пригодится ему в будущем. Он также усваивает основые академические навыки. Проходя через этапы общения и познания, ребенок становится менее эгоцентричным, так как учится смотреть на различные ситуации глазами других.

Мы можем сказать, что целью этого периода является плавный переход, т.е. необходимо обеспечить детей основными необходимыми навыками, включающими духовное и физическое развитие, познавательную сторону и умение общаться, что позволит ему перейти от детства к юношеству, а затем к зрелости.

Вседозволенность, которая была принята за правило в первые пять лет жизни, должна постепенно трансформироваться в следование дисциплине и почтительному отношению к авторитетам. Это должно проходить постепенно, без ущерба “молодому деревцу”. К десяти годам ребенок должен в совершенстве овладеть контролем над своим умом и чувствами, благодаря правильному сочетанию любви, дисциплины и практики.

Остерегайтесь потворствовать чувственным наслаждениям ребенка в этот период.

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 3
Страница 2