Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

НЕМНОГО ПСИХОЛОГИИ, ПОМОГАЮЩЕЙ НАШИМ ДЕТЯМ - Страница 2

Шрила Прабхупада утверждает, что в раннем возрасте это является “величайшим насилием” над ребенком, который и так уже ествественным образом удовлетворен и счастлив во всех отношениях.

Если ребенок нна данном этапе воспримет, что жизнь предназначена для чувственных удовольствий, то будет чрезвычайно трудно вернуть его на рельсы дисциплины и ограничивать его в бурные годы юношества.

•КАИШОРА: с десяти до пятнадцати лет

Это критический период, когда и мальчики и девочки достигают половой зрелости. “Если брахмачари не прошел строгую и систематическую подготовку под руководством опытного духовного учителя и не зарекомендовал себя как послушный ученик, этот так называемый брахмачари непременно падет жертвой вожделения”. (Ш.Б. 3.14.20, комментарий).

В эти годы дети развиваются очень динамично. С одной стороны, увеличиваются их умственные способности восприятия окружающего мира, с другой сторны, из детей они вырастают во взрослых, и усиливается тенденция к общению с противоположным полом. Очень часто эмоции юношей и девушек бурные, так как каждый из них имеет свое собственное ложное эго и чувство самоотождествления. Шрила Прабхупада однажды дал наставления учителям гурукулы быть строгими с подростками, чтобы они боялись последствий непослушания.

•ЯУВАНА: после пятнадцати лет.

Джагадиша: Мы видим, что если их держать в хорошей дисциплине, то результаты налицо.

Шрила Прабхупада: Да.Почему мы должны быть снисходительными ? Это ваш недостаток. Действуя из “любви”, мы сможем увидеть наших сыновей и учеников, идущими в ад. Это плохо и это глупо. Но когда они взрослые, когда им уже шестнадцать, к ним следует относиться как к друзьям. Прапте ту шодаше варше путрам митра-вад ачарет. Это наставление (Чанакйи), касающееся возраста с пяти до пятнадцати, где говорится, что сыновей и учеников следует держать в строгой дисциплине. И если они не будут ей следовать, их надо наказывать. А когда они достигнут шестнадцати лет, обращайтесь с ними как с друзьями. В это время принуждать их не нужно, иначе они уйдут.

(Беседа с учителями в Далласе, июль 1975г)

* * *

По достижении детьми пятнадцати лет к ним надо относится как к друзьям. Это наставление Шрилы Прабхупады. В возрасте шестнадцати лет дети в достаточной степени интеллектуально и эмоционально созревают, чтобы уже усвоить наставления в духе сознания Кришны и следовать им согласно собственному желанию. Те, кому за шестнадцать, будут противиться, если заставлять их действовать против их воли. Более того, если это делать постоянно, у них может нарушиться психика, и они станут слишком зависимы.

Это не значит, что в шестнадцать лет по волшебству дети становятся наравне с взрослыми, родителями и учителями, и что взрослые уже не могут им давать наставления, приказания или советы. Это просто означает, что должно учитываться ложное эго взрослого ребенка. Иначе, если его принуждать без согласия, то можно натолкнуться на сопротивление.

ВЫЗОВ ПЕСОЧНЫХ ЧАСОВ

В пять лет ребенок подчиняется авторитету, он делает все, чтобы ему ни сказали. Он вовлекается в деятельность сознания Кришны просто потому, что ему говорят это делать. Даже если ему не нравится что-то выполнять, он должен и он сделает это. У него нет независимости.

Шрила Прабхупада: В чем его независимость ? Он не может быть независим. Он рожден зависимым, ибо он неотъемлемая частичка Господа. Его конституциональное положение – положение зависимости. К примеру ребенок. Он провозглашает свою независимость. Что же подразумевается под этой независимостью ? Опасность. Вот и все. Просто привлечение опасности. «О, я не люблю своих родителей, я перейду дорогу и пойду куда-нибудь». Итак, если ему позволяют это делать, то ребенок просто призывает опасность. А если он остается под защитой своих родителей, то он всегда в безопасности. Поэтому мнимая независимость живого существа означает его безрассудство, разные виды безрассудства. Оно не может быть независимым. Оно думает, что не зависит от Бога, но оно становится зависимым от своих чувственных удовольствий. Это все. Кто независим ? Есть ли кто-либо, кто ни от чего не зависит ? Все зависимы. Это майа – думать о независимом положении. Лучшее, о чем можно думать, это: «Я зависим, и пусть я поистине буду оставаться в этом положении, тогда я буду защищен».

(Беседы том 1, Колумбия, Огайо, 10 мая 1969г)

* * *

Но к шестнадцати годам дети вольны делать собственный независимый выбор, и их нельзя больше принуждать. Конечно же, как сказал Шрила Прабхупада, «Кто независим ? Есть ли кто-либо, кто ни от чего не зависит ? Все зависимы. Это майа – думать о независимом положении». Однако шестнадцатилетний человек будет стоять на том, что его личные обязательства в сознании Кришны определяют его степень его духовной активности. Он не позволит авторитетам попирать его «независимость» и «свободу». Разумная и благочестивая молодежь будет подчиняться авторитетам сознания Кришны, если это будет ее собственноя волеизъявление, а не принуждение авторитетами.

Наша задача – помочь детям на их пути от пяти до шестнадцати лет, в конце которого они выбрали бы Кришну. Доказательством успешного их воспитания будет их свободный выбор пути продвижения в сознании Кришны. Это должно укорениться в из сознании к шестнадцати годам. Ребенок очень быстро вырастает из пятилетнего возраста, время бежит, как песок пересыпается в песочных часах. И, общаясь со своими учениками, учителям следует

Навигация:

Страница 1
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 3