Йогешвара: Есть ли такие качества, которые отражают большую восприимчивость к божественному одних людей, нежели других ?
Шрила Прабхупада: Это то, что я объяснил. Саттва-гуна, раджо-гуна, тамо-гуна. Тот, кто находится в саттва-гуне может легко все понять. Для того, кто в раджа-гуне, это нелегко. Ну а тот, кто в гуне невежества, в тамо-гуне, вовсе не может ничего понять.
Йогешвара: Эта степень влияния гун благости, страсти или невежества касается их физического тела ? Или это проблема их гормонального или химического состояния? Это что, химическое состояние, когда люди в большей степени, чем другие, покрыты гунами материальной природы ?
Шрила Прабхупада: Покрыты - значит чем-то грязным. Вот и все.
(Диалоги, том 10, Париж, 15 июня 1974г)
* * *
За дальнейшим разъяснением соотношений между сознанием Кришны и гуной благости, пожалуйста, обращайтесь к главе 5 “Обучение и дисциплина в гунах материальной природы” и к очерку “Возвышение до гуны благости”, который можно найти в приложении.
ПРИНЦИП ВТОРОЙ: СИЛЬНО ПРОПОВЕДОВАТЬ, НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ БЫТЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ.
Шрила Прабхупада однажды сказал, что проповедь способствует тому, что умение управлять сидит на кончиках пальцев. Когда учителя эффективно проповедуют, ученики сотрудничают с ними и не вызывают много проблем. Но к тому же, и ученики тоже должны проповедовать. “Особенно приятно слышать”, - писал Шрила Прабхупада, - “что юноши становятся первоклассными проповедниками. Это существенно. Без проповеди наш институт станет просто мусором.”
(Письмо Дайананде дасу, 11 апреля 1974г)
Эффективная проповедь - это проповедь осознанная и сильная. Проповедь Прабхупады может служить примером этому.
Макханалал: Была одна знаменитость, так называемая инкарнация. По его мнению, он растерял всю свою энергию.
Шрила Прабхупада: Что ?
Макханалал: Он сказал, что растратил всю свою энергию.
Шрила Прабхупада: Он негодяй. Какую он имеет энергию ?
Д-р Пател: Кто ?
Шрила Прабхупада: Любой негодяй, который называет себя инкарнацией Бога. Есть множество таких негодяев.
Макханалал: Не был ли тот Рамакришна, который сказал, что раздал все, и что не имеет больше ничего, кроме...
Шрила Прабхупада: Какой Рамакришна ? Не говорите всякий вздор. Они просто указывают неверный путь. Вот и все.
Д-р Пател: Просто вы бхаджа Кришне и не думаете ни о чем другом. И весь свой разум вы черпаете в этом.
Шрила Прабхупада: Поэтому Кришна сказал: мам екам. “Не иди к этим глупцам и негодяям”.
Мам екам. Ты собьешься с пути. Ведь они указывают ложный путь, они негодяи.
Д-р Пател: Вы так строги.
Шрила Прабхупада: Я должен быть строгим.
Д-р Пател: Строгий, жесткий, и строгий, и жесткий
Шрила Прабхупада: Весь мир испорчен этими майавади. Поэтому я очень и очень строг.
Д-р Пател: Я не говорю строгий. Строгий и жесткий.
Шрила Прабхупада: Нет, мы должны быть строже и строже.
Д-р Пател: Строгими и жесткими. Не имеет значения...
Шрила Прабхупада: Я не иду ни на какие компромиссы с этими негодяями. Ни слова. Нет, нет. Я никогда не сделаю этого. Даже если у меня не будет ни одного ученика, я буду удовлетворен. Но я не могу пойти на какой-либо компромисс, подобно этим негодяям. Я не могу сделать этого. Екаш чандрас тамо ханти на ча тара сахасрасах. Если я смогу создать одну луну, этого будет достаточно. Я не хочу много звезд. Это был принцип моего Гуру Махараджа, это и мой принцип.. В чем польза от множества глупцов и негодяев ? Если один человек понимает все верно, он может освободить весь мир.
(Диалоги, том 7, Бомбей,23 марта 1974г)
* * *
Хотя иногда Шрила Прабхупада был тверд как сталь, имел он и различный подход. В нашей проповеди, особенно нашим ученикам, нужно иметь индивидуальный подход к каждому и не быть фанатичными.
Йогешвара: Вы не сочли нужным вступать в какую-либо дискуссию с этим французским профессором. Не было настоящей философской дискуссии. Я удивляюсь, почему так получилось ?
Шрила Прабхупада: Он не поднял ни одного вопроса. И он просто переводчик. Он не примыкает ни к какой философии. Я спросил его: “Какова ваша философия ?..” Он ответил: “Так, я занимаюсь сравнительным изучением.” Я думаю, он не любит вступать в философские... Не так ли ?
Преданный: Большинство тех джентльменов, которые приходят сюда, раскрывают свое невежество, когда видят вас и начинают с вами говорить. Поэтому они предпочитают не говорить. Они всегда приносят извинения по поводу того, что у них назначена встреча, так как знают, что если они заговорят, то окажутся в явно затруднительной ситуации.
Шрила Прабхупада: Да. Тавач ча шобхате муркхах йават кинчин на бхашате: “Глупец хорш, пока молчит. А как только он заговорит, его глупость сразу проявится”. И поэтому они иногда не хотят говорить. Остаются хорошенькими (смеется), неразоблаченными.
(Диалоги, том 10, Париж, 14 июня 1974г)
* * *
ПРИНЦИП ТРЕТИЙ: СОХРАНЯТЬ СТРОГИЕ ОТНОШЕНИЯ В СОЗНАНИИ КРИШНЫ
Сохраняя строгие отношения в сознании Кришны, можно облегчить управление/руководство.
Предполагается, что
брахмачари живет под руководством гуру. Гурор хитам. Как он может просто думать об удовлетворении духовного учителя ? Никто не может служить гуру до тех пор, пока не придет такое понимание. Брахмачари, ученик, должени иметь истинную любовь к гуру, только тогда он может быть под его контролем. Иначе, как кто-то может находиться вод чьим-то контролем? Поэ тому говорится