Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 15 ------

Кто такой Ганеша (неред.) - Страница 15

по всем местным храмам, подробно рассказывая о каждом из них. Благодаря общению с ним, я ощутил прилив духовной силы. Позднее мои ощущения подтвердились. На обратном пути в Удупи все до одной книги, которые были у меня для распространения, были раскуплены интересующимися людьми. Такого чуда со мной не случалось никогда. Мне только оставалось с благодарностью вспоминать Атма-линг Господа Шивы, Ганейу, Вену Гопала Кришну и их приветливого слугу, брахмана Субрахманью.

ГЛАВА 1

«Упапишад ог лягушки»

( Мандукйа-упанишад )

панишады представляют собой писания, в которых изложена глубокая философия Вед. В них так же описывается упасана мистические методы поклонения и медитации па Бога. Буквальный их смысл заложен в самом санскритском слове упапишад, что означает «сесть рядом с мудрым учителем, для того чтобы выслушать от него сокровенные истины».

«Мандукйа-упанишад» является частью Атхарвы-веды. Изначально её поведал бог воды Варуна. Он сделал это, приняв облик лягушки {манду ка), отсюда и появилось название Мандукйа. Варуна был признан мудрецом (риши) и автором этого важного ведического текста. Основной темой «Мандукйа-упанишад» является объяснение смысла священного слога Ом. Также в этой Упапишад подробно обсуждается процесс сотворения мира и цель творения.

В «Мандукйа-упанишад» есть ещё одно интересное философское объяснение: почему у Ганеши слоновья голова. Это и есть звено, связывающее тему Упапишад с основным повествованием нашей книги. Однако чтобы понять ведическое божество Гапешу, необходимо разобраться в целостной духовной концепции Вед. Поэтому знакомство с таким основополагающим текстом, как «Мандукйа-упанишад», несомненно, принесёт вдумчивому читателю большую пользу.

Общее значение слога Ом

ом итй этад акшарам идам сарвам тасйопавйайапам бхутам бхавад бхавшийад ити сарвам ом-кара эва йач-чапйат трикалатйтам тад апй ом-кара эва сарвам хи этад брахма айам атма брахма

Священный слог Ом обозначает акшару - нетленного Брахмана (Личность Бога), который остаётся неизменным в настоящем, прошлом и будущем. Это -единый Верховный Господь. Только Он может быть назван эпитетом сарва (в полной мере проявляющим все божественные качества). Он есть описанная в Ведах Верховная и Вездесущая Душа, Параматма. Вечная супруга Господа, богиня Лакшмй, также стоит над временем, но Она уступает Господу в полноте, так как полностью зависит от Его милости.

Четыре экспансии Всевышнего, описанного слогом Ом

со ’йам атма чатуш-пат

Эта Верховная Душа (Параматма) проявляется в четырёх формах. Поэтому Ее называют именем Чагуш-иат.

Три экспансии Господа, связанные с материальным миром

Господь Ваиигоапара. Первая экспансия называется Ваишванара (или ВиШва). Она повелевает пробуждённым (бодрствующим) внешним сознанием всех живых существ. Господь наслаждается всеми грубыми (внешними, материальными) объектами чувств этого мира. Мы видим объекты наслаждения глазами, но именно Ваишванара, пребывающий в правом глазе каждого, создаёт возможность для реалистичного восприятия мира.

У Господа Вашйванары семь членов тела: две ноги, четыре руки и слоновий хобот (считается пятой рукой). У Него девятнадцать лиц: слоновья голова в центре и по девять человеческих лиц справа и слева от неё.

ПРИМЕЧАНИЕ: Пробуждённое сознание, управляемое Господом Вишвой, характеризуется относительной ясностью восприятия внешней реальности вследствие преобладающего влияния на разум человека гуны (качества) добродетели.

Господь Таиджаса. Второе проявление Параматмы называется Таиджаса. Оно повелевает сновидениями, которые спящий видит в уме. Человек видит сновидения, когда его сознание покоится на энергетическом центре (чакре) у основания шеи. Это - место, где проявляется Господь Таиджаса.

У Него, так же как и у Ваишваиары семь членов тела и девятнадцать лиц со слоновьей головой в центре.

Он наслаждается объектами, видимыми во снах, и позволяет всем душам видеть сновидения.

ПРИМЕЧАНИЕ: Сон со сновидениями, управляемый Господом Таиджасой, характеризуется смутным восприятием видений, появляющихся в дремлющем уме вследствие преобладающего влияния на разум гуны страсти. Образы, появляющиеся в уме во время такого сна, отличны от объектов, воспринимаемых нами в пробуждённом состоянии.

Господь Праджна. Третья экспансия Верховной Души именуется Праджной. Она пребывает на венчике лотоса сердечной чакры. Это место, где душа погружается в глубокий сон (еушупти). Во время такого сна душа ничего не видит, ни о чём не печалится и ничего не желает.

Господь Праджна представляет собой чистое блаженство. Он позволяет душам, пребывающим в глубоком сне, ощутить изначальное и вечное блаженство духовного бытия. Так Праджна даёт возможность обусловленным душам ненадолго подняться над временем и покрывающим их невежеством.

Его форма - олицетворенное знание. Во время глубокого сна экспансии Ваигйванара и Таиджаса соединяются с Ним воедино.

ПРИМЕЧАНИЕ: Глубокий сон без сновидений, управляемый Господом Праджной, характеризуется отсутствием материального восприятия, так как материальный разум полностью престает функционировать вследствие доминирующего влияния на него гуны невежества. Во время глубокого сна душа отдыхает от стрессового опыта материального бытия. Она вступает в бессознательный контакт с Богом, пребывающим в сердце каждого в форме Параматмы (Верховной Души). Обусловленная душа, находясь в глубоком сне, не способна воспринять чисто духовную форму Бога. Этого не происходит из-за того, что она ещё не освободилась от покрывающего её невежества (авидйи), которое является первоначальной причиной материального бытия.

Стихи, описывающие три экспансии Всевышнего

Следующие стихи были явлены на заре творения Господу

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13