Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 16 ------

Кто такой Ганеша (неред.) - Страница 16

Брахме:

1

бахих-праджно вибхур вшиво хй аптах-праджнас ту таиджасах гхана-праджнах татха праджнах эка эва тридха. стхитах

Всемогущий Господь Вишва отвечает за внешнее сознание. Таиджаса повелевает сновидениями, видимыми внутри. Праджна позволяет душе ощутить свою нематериальную природу в глубоком сне. Так единый Господь принимает три формы в этом творении.

2

дакшинакши-мукхе вишво мапасй антас ту таиджасах акаше ча хрди праджнах тридха дехе вйавастхитах

Экспансия Вишва пребывает в правом глазу каждого. Г осподь Таиджаса присутствует в уме. Господь Праджна находится в глубине сердца. Так Верховный Г осподь проявляется в трёх местах в теле каждого.

3

вишво хи стхула-бхун питйам таиджасах пра-вивикта-бхук ананда-бхук татха праджнах тридха бхогам нибодхата

Господь Вишва наслаждается объекгами внешнего мира. Находящийся в уме Господь Таиджаса наслаждается образами из сноведений, которые подобны внешним объектам. Г осподь Праджна наслаждается вдетым блаженством в сердце. Так Господь в этих трёх формах наслаждается по-разному.

4

стхулам тарпайато вишвам пра-вивиктам ту таиджасам анадам ча татха праджнам тридха трптим виджанатха

Следует знать, что внешними объектами наслаждается Г осподь ВиШва, сновидениями наслаждается Таиджаса, а блаженством в глубоком сне удовлетворяется Праджна. Когда Господь в этих трёх формах удовлетворён, человек тоже получает удовлетворение (трипти).

5

тришу дхамсу йад-бходжйам бхокта йаш ча пра-кйртитах ведаитад убхайм йас ту са бхунджапо па липйате

Мудрому человеку известны три типа наслаждений, описанных выше. Он также знает истинного наслаждающегося этими наслаждениями (Господа). Такой человек, даже получая наслаждения в этом мире, не будет впоследствии страдать за них. Он не будет связан законами кармы, согласно которым, за любое эгоистичное наслаждение человек должен понести со временем должное наказание.

ПРИМЕЧАНИЕ: Следует заметить, что обещание, данное в этом стихе, будет иметь силу только в том случае, если человек ведёт праведную жизнь в соответствии с принципами, изложенными в священных писаниях. Если кто-то попытается эгоистично наслаждаться, занимаясь греховной деятельностью, он, несомненно, будет вынужден страдать за это, и его не защитит даже духовное знание. Идеальный стандарт благочестия описан Шрй Мадхвачарйей в следующем стихе «Двадаша-стотры» (3.1):

куру бхупкшва ча карма пиджам нийатам

хари-пада-випамра-дхийа сататам харир эва паро харир эва гурур харир эва джагат-питр-матр-гатих

«О человек, действуй и наслаждайся деятельностью в соответствии со своими природными наклонностями. Делая это, неизменно храни в своём сердце стопы Господа Хари. Именно Хари - Верховный Господь! Он - гуру, изначальный духовный наставник. Он - Мать и Отец этого мира! Он - высшая цель жизни! »

6

прабхавах сарва-бхавапам сатам ити випишчайах сарвам джанайати праьюх чета ’мшун пурушах пртхак

Люди, стоящие на пути праведности, убеждены в том, что только Верховный Господь полон всех божественных достояний. Он является единым создателем все живых существ. Все души суть вечные искорки сознания. Господь даёт возможность воплотиться каждому, учитывая индивидуальные качества его сознания. Так божественные, демонические и средние (человеческие) натуры - все сотворены единым Верховным Богом.

Метод и цель сотворения мира

Среди философов есть много мнений о том, каким образом был сотворён этот мир. В Мандукйа-упанишад опровергаются следующие пять несовершенных теорий сотворения мира:

1. Мир - это трансформация единого Брахмана, благодаря которой проявляются различные составляющие мироздания, такие как души, грубая материя, тонкая материя, боги и другие.

2. Сотворение мира подобно нереальному творению ума человека, которое возникает во время сна.

3. Вечное время само по себе является первопричиной творения мира.

4. Творение осуществляется либо Шивой, либо Брахмой.

5. Источником всего творения является Прадхана - первоначальная (материнская) ипостась материи.

Все эти концепции не полны. «Мандукйа-упанишад» утверждает, что самой глубинной и основной причиной сотворения мира является воля Всевышнего. Только Бог есть сарва-карта - осуществляющий всё на свете. Он также сарва-шактих - все энергии мироздания подчинены Ему.

В Ведах Всевышнего называют именем Прабху (Господь). Это слово включает в себя три значения:

1. Прабхух - пракаршена бхавати (шашвад эка-пракарена вартате).

Прабху - это тот, кто вечно существует без всяких изменений.

2. Прабхаваты - самартхах вартате. Он обладает полным (неограниченным) могуществом (пурна-шакти).

3. Анубхаватй акхилам. Он всезнающий (сарва-джнатва).

На основе этих трёх качеств Бога, описанных словом «Прабху», опровергаются три постулата ложной философии Майавады.

Первое значение слова «Прабху» опровергает Паринама-ваду, согласно которой мир - это материальная трансформация Бога. Господь вечно неизменен, трапецендентен и абсолютно духовен. Когда Он творит материю, Его Самого это никак не затрагивает.

Вторым значением имени «Прабху» опровергается теория Виварта- вады, согласно которой Бог или Брахман в результате материальной трансформации утрачивает изначальное могущество.

Третье значение слова «Прабху» опровергает теорию Майа-сарупатва- вады, согласно которой творение мира подобно иллюзорному сну. Всезнающий Господь никогда не впадает в иллюзию и даже Его материальное творение истинно, хотя и временно по природе.

Также в «Мандукйа-упанишад» обсуждается цель творения. Выдвигаются три возможных цели:

1. Бхога - ради наслаждения объектами творения.

2. Крйда - ради

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14