Охваченный греховными сомнениями Арджуна отбросил в сторону свой лук, и тогда Мадхава10 сказал ему: Для праведного царя (кшатрия) уничтожение негодяев и защита праведников является священным долгом (сва-
дхармой).
текст 4
кшатрийасйа там утсрджйа пипдито йатй адхо дхрувам йатах пра-врттир бхутапам йена сарвам идам татам
Царь, который пренебрегает этим долгом, заслуживает презрения и несомненно деградирует.
Существует Всевышний, который пронизывает всё творение как Верховная Душа. Все живые существа рождаются и достигают желанных совершенств исключительно по Его верховной воле.
текст 5
сва-кармапа там абхй-арчйа сиддхим виндати мапавах па ча шокас твайа карйо бапдхупам пидханеччхайа
Цивилизованные люди (манавы), следующие божественным принципам, установленным их прародителем, Ману, достигают совершенства, поклоняясь Всевышнему через совершение своих обязанностей (сва-кармы).
Поэтому ты, Арджуна, не должен сожалеть о предстоящей неминуемой гибели родственников. (Следуй своему долгу, и так ты достигнешь совершенства!)
тексты 6-7
дехасйа сарватха пашад апйьиач четапасйа ча сршти-стхитй-апйайаджпапа-бапдха-мокша-праврттайах
пракаша-пийамау чаива брахмешйди-кшарасйа ча акшара-пракртех сапто мата эва па чапйатах
Тело смертно, а сознание в нём или душа (четана) - нет.
(Поэтому даже если твои родственники погибнут, они не прекратят своего существования. Они получат возможность воплотиться вновь, возможно, даже в более совершенных телах.)
Знай же, что Я (Всевышний Господь) являюсь единственной причиной творения (сршти), поддержания (стхити) и уничтожения (апйайа) всего мира!
В Моей полной власти находятся неведение (аджнана), последствия кармической деятельности (бандха), освобождение (мокша), все виды материальных совершенств (праврттайах), прозрение (проката), законы мироздания (ныйама), все воплощённые существа, начиная с Брахмы и Шивы. Даже духовная энергия (акшара-пракрти), олицетворяемая богиней Ма- халакшмй, подчинена Мне одному!
`Философское понимание Ганеши 77
1 i ?
текст 8
на ме куташчит саргадйах сватантрйад гуна-пуртитах атах самадхикабхаван мама мад-вашам эва ча
Я полон божественных достоинств. Я верховный и независимый (сватан- тра). Я нерожденный. Я не подвержен старению, болезням и прочим бедам.
Не существует никого, кто был бы равен Мне или превосходил бы Меня. I Гаоборот, все без исключения находятся в Моей власти.
текст 9
дж/`штваишам /шдханадйам ча джйвадер а-сва-таптратам а-сва-таптрйап ниврттау ча мам ану-смара йудхйа ча
Поняв, что все души зависят от Меня даже в отношении рождения и смерти, ты, Арджуна, следуя моей воле, не должен отказываться от битвы. ()тбрось все свои сомнения и, памятуя обо Мне, сражайся!
текст 10
йе ту сарвапи карманы майи санйасй а мат-парах ананйенаива йогена мам дхйайапта упасате
13 мире есть те, кто безраздельно преданы Мне {мат-пара), они
1 юсвящают Мне все свои действия. Сделав Меня своей единственной целью, они поклоняются Мне.
текст 11
тешам ахам сам-уддхарта мртйу-самсара-сагарат бхавами на чират партха майи авешита-четасам
Таких людей, чьи умы сосредоточены на Мне одном, Я без промедления нызволяю из океана рождения и смерти.
текст 12
майа /патам идам сарвам джагад авйакта-муртина мат-стхани сарва-бхутапи на чахам таив авастхитах
В Своей непроявленной форме Я пронизываю всё мироздание как Верховная Душа. Все живые существа пребывают во Мне, но Я - не в них. (Я всегда остаюсь независимым.)
текст 13
су-пурна-сат-сарва-гуна-дехо ’хам сарвада прабхух а с пр ш/па кх ила -до ш а и ка -ни т й а-с а т -та ну р авйай а х
В Моём трансцендентном теле проявлены все божественные качества. Я всегда остаюсь Господином. Никакие виды греха или несовершенства не могут даже коснуться Моего трансцендентного облика. Я вечно сохраняю это Своё положение.
тексты 14-15
итй укто васавих праха вйаптам те даршайеша ме атха дивйа-дршам тасйа датва вйаптам пиджам вапух дешатах калаташ чаива пурпам сарва-гупаих сада даршайам аса бхагавап йаватй арджупа-йогйата
Услышав эти слова Господа, Васави молвил: «О Господь, пожалуйста, яви мне, как всё вселенское творение, пронизанное Тобой?!»
Наделив Арджуну божественным видением, Г осподь показал ему Свой Вселенский облик. Арджуна увидел Вселенскую форму Господа, в которой Господь проявляется в этом материальном мире и которая наделена всеми божественными качествами. В этой форме Господь неизменно стоит над временем и пространством.
ПРИМЕЧАНИ Е: Как и у Арджуны, у каждой джйвы (души) есть ограниченная индивидуальное предназначение, которое на санскрите называется йогйата. Согласно учению Шрй Мадхвачарйи, человек должен понять своё предназначение в связи со служением Богу и постараться достигнуть успеха на этой стезе.
текст 16
тат-прартхитах пупах кршпас тад-рупам локам апатах пурвавад даршайам аса пупаш чаипам ашикшайат
Затем, в ответ на просьбу Арджуны, Шрй Кришна вновь принял Свой прежний облик в образе человека и продолжил давать наставления.
текст 17
джпапа-джпейа-пракртй-ади джпапайап пурушоттамах тепапушиштах партхас ту са-шарам дхапур ададе
Верховная Личность Бога, Пурушоттама, поведал Арджуне о знании, объекте познания, природе материального мира и многом другом.
Получив эти трансцендентные наставления, Арджуна избавился от всех сомнений. Он взял в руки лук и