осуществлении миссии Господа Кришны на Земле.
Небожители однажды захотели выяснить, какое из священных писаний самое важное. Они взяли особые мистические весы и положили на одну чашу «Махабхарату», а па другую - все Веды, Упанишады, Пураны и прочие писания. Ко всеобщему удивлению «Махабхарата» перевесила все писания, вместе взятые. Поэтому в Пуранах смысл слова «Махабхарата» объясняется так:
махаттвад бхараваттвач ча махабхаратам учйате
Поскольку эго писание очень велико и славно, а также потому, что оно наделено весом духовных истин, его называют «Махабхарата».
Первоначально именно небожители внимательно выслушали «Махабхарату» от Вйасадевы на горе Сумеру. Впоследствии Вйасадева захотел записать «Махабхарату», чтобы она сохранилась в форме текста. Для этого он решил найти очень внимательного и аккуратного писца. Шрй Вйаса счел, что наиболее подходящим кандидатом для этого был обладающий великим терпением Ганеша. Вйаса обратился к Ганеше, и тот согласился на эту работу, но с одним условием. Ссылаясь на свою занятость, Ганеша вызвался записать всю «Махабхарату», если она будет продиктована без перерыва. Чувствуя необходимость в помощи Ганеши, Шрй Вйаса согласился с этим условием, при этом, однако, поставив и свое: он станет продолжать диктовку только в том случае, если Ганеше будет понятен смысл каждого предыдущего стиха. Ганеша согласился. Когда они приступили к работе, Вйасадева стал время от времени намерено сочинять очень трудные для понимания стихи, над которыми Ганеше приходилось подолгу размышлять. Вйаса пользовался этим временем, чтобы отдохнуть, совершить омовение, принять пищу и т.д. Так в «Махабхарате» насчитывается около восьми тысяч восьмисот стихов с трудным для понимания смыслом. Одним из таких стихов является восемнадцатый текст четвёртой главы «Бхагавад-гйты».
карманй акарма йах пашйет акармани ча карма йах са буддхамап манушйешу са йуктах кртсиа-карш-крт
Буквальный перевод: «Тот, кто видит в действии {карме) бездействие (акарму), а в бездействии (акарме) - действие (карму), является самым
разумным среди людей. Занимаясь разнообразной деятельностью, он не геряет связь со Всевышним».
Расширенный перевод: «Действуя на духовной платформе (в сознании Кришны), человек естественным образом освобождается от оков кармической деятельности (выходит из-под влияния законов кармы). 11оэтому его называют самым разумным среди людей».
Можно видеть всю трудность этого текста, в котором использована запутанная логика противопоставлений.
Так под днктовку Шрй Вйасы Ганеша записал изначальные шесть мил- пионов стихов «Махабхараты». Из них три миллиона Вйаса отдал для изучения Брахме, главному и самому мудрому среди богов. Другие три миллиона стихов Вйаса отдал своему ученику - небесному мудрецу Нараде для проповеди среди небожителей. Полтора миллиона стихов «Маха- охараты» Вйасадева поведал мудрецам Асите и Девале для распространения среди предков (питров). Миллион четыреста тысяч стихов получил Шукра- чарйа для обучения небесных певцов (гандхарвов). И, наконец, его тысяч ст ихов Вйаса поведал мудрецу Ваишампайане, который, в свою очередь, рассказал их царю Джаиамеджае. Эти сто тысяч стихов и составляют «Махабхарату», которая доступна до сих пор в человеческом обществе.
Шрй Ганейа записал «Махабхарату», которая способна избавить человека от всех сомнений. Ганеша также оказывает всяческое содействие в
*
распространении трудов Шрй Вйасадевы. Поэтому каждый человек обязан Ганеше за его великое служение. Записывая «Махабхарату», Г анеша глубоко постиг каждый ее стих, с тех пор он повсеместно считается великим мудрецом. За свою просветительскую деятельность Ганеша признается ваишнавами гуру-варой - замечательным духовным наставником. Значение слова гуру объясняется в следующем стихе.
гу-шабдас те андхакарас ту ру-шабдас тан-ниродхаках андхакара-ниродхитват гурух итй абхи-дхййате
В санскрите слог - гу обозначает тьму невежества, а слог ру - освобождение. Поэтому слово гуру описывает учителя, который способен преподать науку о душе и тем самым освободить ученика от невежества.
«Махабхарата» особенно знаменита тем, что содержит жемчужину всех ведических писаний - «Бхагавад-гПту». «Бхагавад-гйта» состоит из семисот стихов. В ней Господь Кришна в краткой форме объясняет суть всех Вед, поэтому каждый, кто искренне стремится попять смысл жизни и науку о душе должен изучать ее.
Арджуна получает духовное знание от Господа Кришны
<Философское понимание Ганеши 75
ч1
В это издание мы включаем краткое изложение «Бхагавад-гйты», автором которого является Шрй Мадхвачарья. Будучи искусным мастером пера, он в семнадцати стихах передал самую суть этого нетленного учения Господа Кришны.
Краткое изложение «Бхагавад-гйты» Шрй Мадхвачарьей в комментарии на «Махабхарату»
(«Махабхарата-татпарйа-нирнайа» 25.1-17)
текст 1
те сене самарарамбхе самете сагаропаме
бхйма-бхйьима-мукхе вйкшйа праха васавир ачйутам
Две огромные, подобные океанам, армии выстроились друг против друга на поле битвы Курукшетра. Впереди одной из них был Бхйма, а во I лаве второй - Бхйшма.
В этот момент Васави (Арджуна, сын царя небес Индры) сказал непогрешимому Господу Ачьюте (Кришне) такие слова.
текст 2
сенайор убхайор мадхйе ратхам стхапайа ме `чйута итй уктах са татха чакре партхах пашйамш ча бйндхаван
«О Ачьюта, пожалуйста, выведи вперед мою колесницу и поставь ее между двумя противостоящими армиями».
Г осподь сделал это, и Партха (Арджуна, сын Кунтй) увидел на стороне противника своих родственников и близких.
текст 3
висасарджа дханух папашанкй татраха мадхавах сва-дхармо душта-даманам дхарма-джнанану-паланам