Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 145 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 145

стандартам телесной чистоты станет невозможным. В нашем повествовании воды Ганги приняты за идеал пресных вод, пригодных для поддержания чистоты священных ритуалов. Важность наличия обилия пресных вод вблизи человеческих поселений неоспорима. С древнейших времен последователи Вед селились по берегам священных рек, воду которых они использовали не только для поддержания жизни, но и для свершения благочестивых религиозных обрядов. Таким образом, благочестивая религиозность, опекаемая в мире Пушкарой, процветает в чистоплотных людях, знающих толк в очистительных свойствах воды.

67.2 Затем Нарада отправился к властительнице небесной реки Ганги и так прославил ее: «Ты — ашчарья, и ты — дханья, нет равного тебе!»

Ганга же отвечала: «Хоть я и великая река, но, в конечном счете, я впадаю в бездонный океан. А олицетворением океана является властелин морей Варуна мой супруг, который, несомненно, главнее меня».

Тогда Нарада пришел к океану и восславил его: «Ты — ашчарья, и ты — дханья, нет равного тебе!»

Из недр океанских вод Варуна ответил ему: «Я, конечно, велик, но и сам я покоюсь на Матушке Земле (,,Притхви“) и, следовательно, богиня Земли гораздо могущественнее меня».

Примечание: Богиня реки, Ганга, занимает 20-ю ступень в иерархии богов, а ее супруг Варуна более высокую — 17-ю ступень.

Планетой Земля на внешнем уровне управляет богиня «Притхви» (или «Бхуми»), однако, ее высшая повелительница это «Парвати», супруга великого бога Шивы. Именно о ней здесь И идет речь. Обладающая высоким божественным статусом Парвати занимает 7-ое место в тотальной иерархии вселенских Небожителей.

6* Далее Нарада прибыл к богине Земли и молвил ей: «Ты — ашчарья, и ты — дханья, нет равного тебе!»

Земля отвечала ему: «Я сама зиждусь на тверди великих вселенских гор. Я целиком завишу от них, и, следовательно, они глав-

I

нее меня».

Примечание: В соответствии с ведической космографической концепцией, вся наша планета — Земля («Бху-гола») является лишь маленькой частью обширного пространства т. н. «Бхарата-кханды», входящей в состав всеохватывающей земной поверхности, являющейся плоской и именуемой «Бху-мандала». Вся указанная глобальная земная территория зиждется на массивных колоссальных горах, центральной из которых является величайшая вершина мира — «Сумеру».

Таким образом, получается, что опора Земли — это твердыни гор, а богами несущих земную поверхность гор являются три бога, занимающие в иерархии божеств уровень, на две ступени превосходящий уровень Парвати. Это, соответственно, ее супруг — Шива, а также могучие спутники Самого Верховного Господа: Шеша и Гаруда. Поскольку они защищают и поддерживают все иные живые существа, их также называют парватами (хранителями всего сущего, походящими на великие «горы»). Только эти три божества достойны занимать столь высокую, 5-ю ступень во всеобщей иерархии богов.

69 На последовавшие вслед за тем прославления Нарады, обращенные к Шиве, Шеше и Гаруде, те сразу ответили: «Наш отец — четырехликий Брахма намного превыше нас, он — управитель великого фундамента мира, „Махат-таттвы“, из которой изошло все сущее во вселенной».

Примечание: «Мэхэт-тэттвэ» — это первозданный совокупный мате-риал, состоящий из сознания, памяти и разума воплощенных душ, который иначе именуется читта. Во вселенском масштабе «Махат-таттвой» управляет Брахма, занимающий 3-е место в иерархии богов.

70 Тогда Нарада пришел к Брахме и прославил его: «Ты — ашчарья, и ты — дханья, нет равного тебе!»

Но Брахма ответил: «О, нет, эти прославления должны быть обращены не ко мне. Богиня Вед — Шри Лакшми, супруга Господа, неизмеримо выше меня, ибо Она — моя Мать!»

Нарада обратился к Веда-Лакшми, и обладающая множеством обликов Лакшми ответила: «Нет, я также не являюсь верховной в данном моем облике „Веда-Лакшми“. Но, когда я становлюсь богиней ведических жертвоприношений, я достигаю единения с Гьей (Господом Нараяной), и тогда меня именуют „Ягья-Лакшми“. В ее облике я занимаю намного более высокое положение, ибо обретаю в процессе жертвоприношения прямую связь с Господом Вишну».

71 Нарада пришел к Ягья-Лакшми и сказал Ей: «Ты — ашчарья, и Ты — дханья, нет равного Тебе!»

Ягья-Лакшми ответила: «Нет, я также не являюсь верховной, так как у меня (Лакшми) есть еще одна более высокая форма. Когда я сижу на коленях своего божественного Супруга или же, когда я, как Его жена занимаю место слева от Него, тогда меня называют „Дакшина“ „Та, с правой (дакш) стороны которой находится Ее любимый супруг (ина)“ — Верховный Господь Кришна. Положение Дакшины действительно высочайшее среди всех других ипостасей Шри Лакшми».

Наконец, Дакшина-Лакшми в ответ на обращение к ней Нарады молвила: «Мой супруг Кешава (Кришна) воистину Верховный, и никто и никогда не может сравниться с Ним ни в чем,

поэтому в абсолютном смысле лишь Он - ашчарья, и только Он — дханья»

Примечание: Шри Лакшми являет множество Своих форм, каждая из которых в отдельности и все они вместе причисляются ко 2-й ступени божественной иерархии. Шрила Вадираджа Тиртха прокомментировал эту особенность следующим образом. Супруга Господа Шри Лакшми принимает самые разнообразные формы лишь для того, чтобы служить Господу, тем не менее, во всех Своих образах Она остается одной и той же личностью. Однако с внешней точки зрения Ее различные экспансии могут занимать либо более высокое, либо менее высокое положение, в зависимости от того, насколько близко та, или иная экспансия находится к Верховной Личности Бога. Здесь можно привести пример