Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 146 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 146

с царственным принцем, едущем на быке, коне или слоне. С обыденной точки зрения, чем больше животное, тем внушительнее выглядит принц, однако мы знаем, что принц всегда остается одним и тем же, независимо от средства его передвижения.

Подтверждение существованию большого количества форм Шри Лакшми можно обнаружить и в «Брахма-самхите» (5.29):

лакишй-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам

говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь изначальному Господу, Говинде, которому с великой любовью служат сотни тысяч богинь процветания Лакшми (в образах пастушек гопи)».

Упомянутые в истории Нарады три главные ипостаси Шри Лакшми целиком относятся к духовной сфере. Через Веда-Лакшми, которая также носит имя «Дивья Сарасвати», знание вечных гимнов Вед было < явлено четырехликому Брахме. Сие знание представляет собой сред- ство познания Бога для всех живых существ, рожденных в материаль- ном мире. Однако нужно помнить, что, с одной стороны, Веды — это | звуковой образ Самого Господа, но, с другой стороны, Господь прояв- ляется в вибрациях Вед отнюдь не всегда. К примеру, если Веды поют ] материалистичные жрецы и только ради соблюдения ритуальных формальностей, Господь может вполне игнорировать подобное воспевание.

Ягья-Лакшми считается более возвышенной формой Шри Лакшми. Ягья — это духовная жертва, сознательно совершаемая ради служения Богу. Поэтому богиня жертвенности — Ягья-Лакшми, имеет гораздо более тесную связь с Господом, нежели Веда-Лакшми.

Дакшина-Лакшми — высочайшая из всех форм Лакшми, Сам Господь, всегда пребывает справа (<дакш) от Нее. Чтобы максимально наглядно объяснить возвышенное положение Дакшина-Лакшми, Шрила Мадхвачарья использует следующую аналогию. Кульминацией

ВЕДИЧЕСКОГО ЖЕрТВЕННОГО обрЯДЗ Я2Ы1 ЯВЛЯЕТСЯ СЗМЗЯ ВЗЖНЗЯ И При-

ятнзя его чзсть — ритузл дакшина, т. е. рзздзчз блзгодзрствЕнных дзров жрецзм 33 их искренние стзрзния в служении Богу. Без совершения дакшины ни одно жертвоприношение не может считаться завер-шенным. Тзким обрззом, нзстроение блзгодзрности превозносится кзк высочэйший духовный принцип, и именно Дзкшинз-Лзкшми является его упрзвляющей богиней. Подобно тому, кзк искренняя блзгодзрность предстзвляет собой взжнейший духовный принцип, чтимый во все вре-менз, Его упрзвительницз — Дакшинз-Лзкшми, считается главной среди всех прочих форм Лакшми. В качестве Дакшина Лакшми проявляются Шримати Радхарани, Рукмини, Сита-деви и другие любимей-шие супруги Господа.

Итак, Нарада обобщенно описал иерархию божественных уровней нашего мира, девата-таратамью, которая в соответствии с возрастающим принципом будет выглядеть следующим образом: Пушкара, Ганга, Варуна, Парвати, Шива (Шеша и Гаруда), Брахма, Веда-Лак-шми, Ягья-Лакшми, Дакшина-Лакшми, Верховный Господь Кришна. /|

Кроме того, в послании Нарады можно проследить еще одну уникальную градацию — джада-таратамью — иерархическое подразделение наиважнейших жизненных компонентов мира. Она такова: (1) благочестие Пушкары (черепахи Курмы) поддерживают воды Ганга и другие пресные водоемы; (2) все пресноводные источники восполняются испарениями из океана; (3) Земля удерживает своей поверхностью океан; (4) Землю поддерживают «вселенские горы» (божественный змей Шеша, а также Шива и Гаруда); (5) «вселенские горы» формирует управляемая полубогом Брахмой махат-таттва (функционально это читта элемент сознания внутри каждого рожденного существа); (6) суть Брахмы, его внутреннее содержание — звуковая вибрация гимнов Вед, несущая в себе достоверное знание о Боге; (7) суть Вед жертвоприношение, ягья, или разнообразные формы служения Богу, (8) самая важная часть ягьи — бескорыстная раздача благодарственных даров по ее завершению, «Дакшина» (этим ритуалом призывается чистая любовь, источаемая Самой Шри Лакшми).

Хотя ряд перечисленных здесь феноменов относится исключительно к сфере духовности, но мы можем видеть, каким образом они реально воплощаются в земной жизни людей. Сам Господь, как Высший благодетель каждого существа, олицетворяет апогей поисков : Нарады. Однако Его положение столь уникально, что хотя Он и присутствует одновременно во всём как Высшая Душа, вместе с тем Он находится вне всех объектов вселенского мироздания.

У____

470

72-7* Нарада продолжил: «О цари! Сама Лакшми при встрече поведала мне о том, что Ее супруг, Верховный Господь, равно совершенен во всех Его образах, аватарах. Поэтому, прибыв сюда, я сказал Шри Кришне, принцу из династии Яду: Ды — Верховный Господь!»

Но в ответ Шри Кришна Своим уместным замечанием напомнил мне о величии Его супруг, Дакшин. Фактически Он хотел сказать следующее: „Я — Господь всего сущего, но Дакши-на-Лакшми властвует над миром вместе со Мной. Имя ее ,Дак-шина‘ означает, что Я нахожусь справа от нее. Она богиня благодарения — Дакшина, имеющая множество форм и обликов. Она составляет половину Меня, ибо обитает в левой части Моего тела. Именно по этой причине Меня иногда называют ,Ардха-Нараяной1 — Нараяной, владеющим лишь половиной Себя.

И все же, несмотря на то, что Дакшина-Лакшми столь близка и дорога Мне, Сам Я, как Верховный и Несравненный Бог, несомненно, превосхожу Ее во всех отношениях"».

Примечание: Точно так же как царица правит страной, восседая на троне рядом с царем, так и Дакшина-Лакшми полноправно властвует над всем мирозданьем совместно с Господом.

Постулат, гласящий о том, что жена является половиной тела своего мужа, очень хорошо известен. Однако здесь утверждается, что он вполне приложим даже в отношении природы Бога. При этом Сам Верховный Господь остается воистину несравненным, в чем нас непрестанно заверяют все священные писания.

75 Нарада продолжил: «Именно такой смысл Шри Кришна вложил в Свои слова, объявив, что Он — Верховный вместе с Его Дакши-нами. В тот момент Он с любовью подумал о верховном положении Своей супруги Рукмини-деви