Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 148 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 148

следовательно, постясь на него, любой человек способен стяжать великую милость Бога.

Среди всех дней Экадаши, выпадающих в течение года, пост Бхи-ма-экадаши, наступающий во время растущей луны в месяц Магха (май-июнь), представляется особенно могущественным. Его соблюде- < ние приносит плоды подвижничества, неусыпно вершимого в течение ] всех остальных Экадаши на протяжении года. Поэтому людям, способ- | ным к держанию поста, рекомендуется блюсти на Бхима-экадаши полный пост, без всякой пищи и воды. В «Матсья-пуране» (69.13; 56—57) также имеется указание, гласящее о том, что по велению Господа никто | иной, как сам Пандав Бхима ратовал за важность соблюдения этого свя- ] щенного обета, в результате чего указанный постный день и унаследовал ! его доброе имя. 1

Как сказано в обсуждаемом здесь тексте, Сатьябхама помимо дан- ! ного поста соблюла еще один дополнительный обет — коти-дхара- ! джалу, по совокупной благодатности приравнивавшийся к омовению в десяти миллионах священных источников. Сей обет заключался в следующем. В ночь, приходящуюся на день поста, следовало омыть чистой водой правый рог коровы и собрать использованную воду в специальный горшок, калаш, имеющий в днище маленькое отверстие, величиной с горошину — маша. Затем человеку необходимо было сесть в позу медитации на подстилку, сделанную из шкуры священного оленя, и поместить непрестанно капающий горшок у себя над головой. Предполагалось, что в такой медитации нужно провести всю оставшуюся ночь. Следует дополнительно отметить, что поскольку пост Бхима-экадаши выпадает на один из самых жарких месяцев в индийском календаре, эта процедура могла быть в некотором смысле даже приятной для подвижника, постящегося без питья. Как указано в «Вишну-пуране» (79.12—23), обет могли совершать как мужчины, так и женщины. Более того, именно последние зачастую вершили его, испрашивая у Бога определенных мирских благ и произнося при этом следующую молитву: «Пусть я стану лучшей среди прочих жен-сопер-ниц! Да, родятся у меня превосходные сыновья! Да, посетит меня удача! Пусть я неизменно буду красавицей, наделенной всевозможными достоинствами! Да, минует меня нищета!» Однако, как о том говорится в самом стихе, пресветлая Сатьябхама не была обычной материали-стичной женщиной, и указанный обет был соблюден ею лишь ради удо- ; вольствия Господа. ;

89 Итак, когда Господь вместе с Сатьябхамой взмыл в небо на могучем Гаруде, Индра, сначала почтительно проследовал некоторое расстояние вслед за Ним, а затем, испросив позволения, вернулся в свою небесную обитель. Тогда Кришна решительно направился на северо-запад в направлении военной цитадели Бхаумасуры с намерением покарать смертью этого злодея.

90-91 Известно, что Бхаума обрел непобедимость в сражениях, а также телесную неуязвимость в результате словесного благословения Брахмы, и некоторые его соратники-министры также являлись обладателями подобного оберегающего благословения. Однако сам Бхаума был намного сильнее всех его соратни-ков-демонов и мог легко властвовать над ними. Ведь он обрел свое, рождение от богини Земли, Бхуми, и Самого Господа, явившегося некогда в наш мир как Вепрь Вараха. Брахма же предоставил,

Бхауме для проживания уникальную обитель — город «Прагджьётиш-пур», отстроенный как некий труднодоступный форт, располагавшийся посреди гималайских вершин.

92-Н С внешней стороны цитадель Бхаумы была окружена сплошной отвесной скалой естественного происхождения и имевшей форму непреступной крепости. Далее вокруг города простирался глубокий ров, наполненный водой, а третьим эшелоном его защиты являлось колючее проволочное заграждение, специально свитое демоном Мурой из шести тысяч острых как бритва магических веревок. Таким образом, умилостив Господа Брахму своим старательным поклонением, демоны добились от него устного благословения на полную несокрушимость и непреодолимость своих оборонительных сооружений.

В личном услужении у Бхаумы находилось пять грозных мини-стров-демонов: Питха, Мура, Нисумбха, Хаягрива и Панчаджана. А сам он мечтал, что со временем его вышеперечисленные соратники завоюют посты пяти лока-палов, полубогов-охранителей пяти сторон света. Себе же Бхаума прочил не что иное, как пост Брахмы — вселенского самодержца.

95-97 Итак, Господь Кришна прибыл на то место, готовясь расправиться с нечестивцем Наракой. В первую очередь Он Своей палицей вдребезги разбил «непреступную» скалу, располагавшуюся вокруг форта злодея. Затем посредством магического оружия, приводимого в действие потоком воздуха, Кришна осушил оборонительный ров — второе препятствие на Своем пути. В завершение же Господь саблей разрубил мистическую ограду Муры (отдаленно напоминавшую собой забор из колючей проволоки) и вторгся внутрь цитадели неприятеля.

Тогда рассерженные министры Бхаумы яростно ринулись на Кришну в лобовую атаку, непрестанно осыпая его обломками скал и другим всевозможным оружием. Однако Господь Своим острым диском Сударшаной молниеносно отсек головы тем пяти нечестивцам и, таким образом, предал каждого из них лютой смерти.

Все министры Бхаумы имели по семь сыновей, наделенных колоссальной силой, каждый из которых, согласно благословляющему речению Господа Шивы, стал неуязвимым в сражениях.

Когда эти тридцать пять молодчиков-демонов ринулись на Кришну с оружием в руках, Господь, метко посылая в них Свои каленые стрелы, вскоре отправил злодеев на суровый суд бога смерти, Ямараджи.

Наконец, Господь приблизился к жилищу самого Бхаумы. Еще издали заслышав о вторжении Кришны, Бхаума поспешно вывел на бой свое огромное войско, состоявшее из тридцати полноценных армий, акшаухини. Тогда могучий орел Гаруда ударами своих исполинских крыльев раздавил значительную часть войска демона, а остальных вражеских воинов Господь истребил Сам, непрерывно меча в них потоки