Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 147 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 147

в отношении всех, кроме Него Самого».

76 Далее Шри Кришна подтвердил истолкование мудреца Нарада следующими словами:

_ Тайны «Ма^аб^раты». явленные учителеда тира - Шри Мад^вачарьей

табхши чаитабхир дакшинабхих саметад вариштхо ‘хам джагатах сарвадаива мат-сймартхйан наива чананта-бхаго дакшинанам видйате нарадети

«О Нарада! Да, конечно, вместе со Своими милыми Дакшинами Я извечно превосхожу всех существ в мироздании. Однако если сравнить Мое личное могущество с могуществом Моих супруг, Дакшин, то окажется, что Они бесконечно уступают Мне во всех отношениях». 77 Завершая повествование, Нарада промолвил: «О цари, посмотрите на эту прелестную дочь царя Бхишмаки — Рукмини-деви! Она и есть высшая богиня Дакшина, а рядом с ней ее непревзойденный супруг — Верховный Господь Кешава (Кришна)!

78-79 На самом деле мне не требуется долго доказывать вам вышесказанное, ибо вы сами не раз становились свидетелями несравненного могущества Кришны. К примеру, однажды царица Кунти попросила Кришну, прибывшего в гости в Хастинапур, явить Свое воинское мастерство. И тогда Господь один в мгновение ока победил и обезоружил: Пандавов, сотню Дхартарашт-ров, Бхишму, Дрону, Крипу, Ашваттхаму, Карну — всех великих воинов, с которыми даже жители небес не решились бы вступить в единоборство.

Что же касается Бхимы, его клятва преданности Богу не позволяла ему начать борьбу с Кришной. Но когда Господь все-таки приказал ему выйти на поединок, Бхима не стал сражаться. Он почтительно склонился перед колесницей Кришны и попытался руками остановить вращение ее колеса. В тот момент Господь победил Бхиму, освободив Свою колесницу из его богатырских рук».

Примечание: Доказывая верховное положение Господа, Нарада в завершение сослался на важнейший критерий истины — пратьякшу, самоочевидное свидетельство, являющееся полностью неоспоримым. Таким образом, мудрец в точности следовал традиции ведической

аргументации.

М-81 «Хотя это было всего лишь состязание, но все соперники в полную силу стремились к победе, а Господь с легкостью одолел их. В конце концов, побежденные Им воины предложили Кришне поклоны, и восхищенная Кунти склонилась перед Господом вместе С НИМИ. I

О цари! Что говорить, практически каждый из вас уже ! сотни или тысячи раз становился свидетелем удивительных ! побед Кришны. Таково неоспоримое доказательство того, что , Он — Всевышний, чья слава беспредельна!» |

82 Выслушав глубокомысленные объяснения мудреца Нарады, | все великие цари мира вновь почтительно склонились перед Шри ; Кришной. Так Нарада, ученик Ваю, по тайному велению сво- I его гуру огласил истину о Боге перед собравшимися монархами.

И затем, прежде чем вознестись обратно на планету Брахмы, он ^ еще раз прославил Рукмини-деви и преподнес Ей в качестве дара цветок с небесного древа желаний, Париджаты.

Примечание: Нарада приходится сыном и учеником премудрому Брахме. ; Но здесь автором приоткрыт секрет о том, что Нарада стал ещё и уче- < ником Ваю, бога дыхательной энергии Праны, тоже обитающего на высокочтимой планете Брахмы.

83-8* Как уже упоминалось, Рукмини и Сатьябхама — это два образа одной и той же личности, вечной Супруги Господа. Однако, после того как Рукмини была прославлена мудрецом в царском собрании и к тому же получила в дар небесный цветок, Сатьябхама обратила к Шри Кришне свое рассерженное личико, как будто изображая капризность, присущую обычным земным женщинам. В ответ Господь явил удивительную покладистость, свойственную мужам, подвластным чарам прелестных супруг, и пообещал Сатьябхаме: «Отчего ты печалишься, милая?! Я раздобуду для тебя не просто цветок, но целое цветущее древо Париджату из небесного рая!»

Победа Кришны над Б^аудоасурой

85-М Вскоре после этого случая в Двараку прибыл царь небес Индра вместе с другими полубогами и пожаловался Господу, рассказав о том, как их небесному войску было нанесено сокрушительное поражение демоном Бхаумасурой (Наракасурой). Более того, дерзкий царь-демон осмелился отнять у святой матери богов Адити ее дивные драгоценные серьги.

Как раз в тот момент к Кришне «на поклон» прибыли мудрецы из гималайской обители — Бадарикашрама. Они восславили Его пением гимнов Вед и молитвами из прочих писаний и в завершение тоже пожаловались на бесчинства Бхаумы, моля Господа покарать, наконец, этого бессовестного супостата.

*7 Итак, побуждаемый мольбами мудрецов и прошением богов во главе с Индрой, Господь лишь подумал о царе птиц Гаруде, и тот немедленно в смиренном поклоне предстал перед Ним. Тогда Шри Кришна оседлал быстрокрылого Гаруду и двинулся в путь, взяв с Собой милую Его сердцу Сатьябхаму.

М Предыдущий день был постным, и вплоть до наших дней он известен как «Бхима-двадаши», или «Пандава-экадаши». В этот особый день, наступающий только раз в году, праведникам положено блюсти пост ради удовольствия Господа, а также для очищения от всех пороков.

Сатьябхама является вечной богиней, повелительницей мира, однако, дабы явить пример для подражания всем живым существам, Она выдержала в тот день строгий пост. Сверх того, в последующую ночь Сатьябхама подвергла себя дополнительной аскезе, именуемой коти-дхара-джала («принятие на голову священных вод из десяти миллионов источников»), и всё это она совершила исключительно ради удовольствия Господа.

Примечание: Упомянутый здесь пост относится к категории очень важных обетов, принимаемых вайшнавами, и исполняется он дважды в месяц, на одиннадцатый лунный день, т.е. Эка-даши. Согласно правилам «Экадашный» пост всегда’ завершается в Двадаши, двенадцатый лунный день, и потому другое его

название — «Двадаши-врата». Этот день чрезвычайно дорог Господу Вишну и,