Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 165 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 165

всех перечисленных миров, т.е. ее высота составляет — 165750000 йоджан.

Итак, если подсчитать суммарную высоту всех описанных планетарных уровней, находящихся в верхней части нашей вселенной, она составит — 248925000 йоджан. Однако данная итоговая высота оказалась меньше вертикального радиуса внутреннего пространства вселенной на целых 1075000 йоджан. Как же это следует понимать? — Считается, что остаточной длинной в 1075000 йоджан покрываются неточности в расчетах, неизбежно возникающие вследствие заведомо округленных размеров (указанных в писаниях) некоторых планетных сфер.

Внутри вселенской сферы имеются три вечные обители Бога, о местоположениях которых нам и сообщает данная глава, это — Шве-та-двипа, Анантасана и Вайкунтха. И поскольку Сам Господь является единой Личностью Бога, Его разные духовные обители непостижимым образом взаимно-сопоставимы и в значительной степени идентичны друг другу.

Названная планета Вайкунтха упоминается в „Бхагаватам" (8 5 5) Вирарагхава Ачарья в своем комментарии к данному тексту указывает’ что обитель Господа располагается выше величайшего горного хребта

Локалока, и что она удостаивается всеобщего поклонения. Этот же комментатор соотносит описания Вайкунтхи, приводимые в пятнадцатой главе третьей песни „Бхагаватам“, с обсуждаемой здесь обителью | Господа. В частности, поясняя текст „Бхагаватам“ (3.15.13), он пишет: „Эта Вайкунтха проявлена Господом в верхней части вселенной, т.е. внутри временного материального мира, но при этом она имеет свойства, присущие вечной обители Бога, и сопоставима с планетами Вай-кунтхами, расположенными в духовном небе за пределами вселенной". Следует упомянуть, что схожее объяснение встречается также и в ком- | ментариях на „Бхагаватам" Шри Валлабхачарьи.

Но ведь материальный мир периодически подвергается уничтожению, что же тогда случается с обителями Бога, такими как Вайкунтха | и Швета-двипа, расположенными внутри него? В соответствии с описаниями, встречающимися в некоторых священных книгах, в то самое время происходит следующее. Все энергии мироздания свертываются, т.е., перейдя в состояние полного бездействия, они покоятся во чреве Господа Нараяны. Господь же в тот момент времени погружается в йога-нидру, состояние сознания, подобное сну, но, по сути дела, являющееся особым проявлением безграничного блаженства Господа. Считается, что обители Господа, сущие внутри материального мира, не разрушаются даже тогда, но лишь гармоничным образом и абсолютно безболезненно для их обитателей свертываются на определен- I ный промежуток времени. Таким образом, их насельникам, освобожденным душам, фактически не приходится претерпевать опыт смерти и прочие страдания, связанные с материальным телом. Но на время ` разрушения вселенной они все же остаются в животе Господа Нараяны и погружаются в глубокий медитативный транс, дхьяну, являющуюся особой формой духовного общения с Богом. Иные, не освобожденные души, пережив очередную смерть и оставшись без оболочки из бренных материальных тел, на то же самое время также оказываются в животе у Господа Нараяны, но вследствие неразвитости их духовного сознания они просто спят, будучи ввергнутыми в глубочайший сон — сушупти, являющийся неоспоримым симптомом их духовного невежества.

60-41 В высших мирах не счесть числа их обитателей, и жители каждой более высокой планеты наделены не менее чем в сто раз большим счастьем, чем жители предыдущей. Эти божественные миры по воле Господа никогда не становятся переполненными.

Там живут блистательные женщины и богоподобные мужи, которых окружает полное изобилие, потребное для исполнения любых желаний.

62-63 Ниже Земли располагаются семь низших миров, последний из которых называется „Патала“. Те миры чрезвычайно богаты необычайными драгоценными каменьями, и властвует над ними могучий царь многоглавых змеев, Шеша.

Что же касается мира земного, то на его территории располагается большое число различных земель и материков, прекрасные обитатели которых, мужчины и женщины, имеют превосходнейшие возможности для полноценной счастливой жизни.

66- 66 Всё мирозданье сотворил Верховный Господь Нараяна. Он обитает на планете Вишну-лока, где освобожденные души вечно поклоняются Ему с любовью и преданностью.

Вселенские полубоги являются непосредственными слугами Брахмы, особенно те из них, что удостоились права быть хранителями священных гимнов Вед. Многочисленные достославные мудрецы служат советниками на планете царя небес Индры, и там же обитает великий праведник, былой император всего земного мира — царь Харишчандра. Остальные же легендарные цари прошлого, и, в частности, наш отец Панду в их числе, живут как последователи бога религии Ямараджа на его планете. Вместе с самим Ямой в его великолепном дворце они с трепетом поклоняются Господу Раме.

67- 71 Известно, что Индра в своей обители почитает Господа в облике его младшего брата Ваманы. Премудрый Брахма постоянно поклоняется всем формам Бога, явленным во вселенной. Бог морей Варуна и подвластные ему многоглавые змеи наги особенно чтят Господа в форме рыбы, Матсьи. Певцы гандхарвы и небесный казначей Кувера поклоняются Господу в облике Его Калки-аватары. Жестокие духи и привидения, последователи грозного полубога Рудры, зачастую поклоняются Господу Нри-симхе. А всеблагой Шива неизменно служит с великой преданностью Господу Вишну.

О безгрешный Нарада! Из твоих рассказов мы узнали о великолепии дворцов, располагающихся в различных небесных чертогах, выстроенных из всевозможных драгоценных камней.

Позволь же теперь прояснить одно сомнение, возникшее в моем уме. Как случилось, что царь Харишчандра удостоился права войти в высокочтимую обитель Индры, а наш отец Панду почему-то не попал туда?»

72-73 Тогда Нарада молвил в ответ: «Твой отец находится во всеблагой обители Ямы, опекаемой одновременно и Рамачандрой, и Парашурамой. Однако, когда он увидел, сколь