Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 171 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 171

выпустил на свободу всех царственно-родных мужей, плененных ранее его отцом-деспотом. Те цари не замедлили тут же с великой преданностью воздать хвалу Господу, а затем счастливые разошлись по своим государствам.

Доподлинно известно, что непримиримый враг Господа, злосчастный Джарасандха, уйдя из жизни, навеки пал в беспроглядную тьму невежества, андха-тамас. Однако его сын Сахадева явил поведение, достойное святого, и оказал всяческие почести Кришне и обоим Пандавам, а также щедро одарил их многочисленными драгоценными каменьями из семейной сокровищницы.

Наконец, Шри Кришна на Своей колеснице вместе с Бхимой и Арджуной прибыл обратно в Индрапрастху. Победным звуком раковины эти три героя приветствовали царя Юдхиштхиру, и тот при встрече с ними испытал неописуемую радость.

Вьясадева наставляет Пандавов в тодо. что Раджасуя возможна только благодаря участию в ней Бйидоы

176-177 В то самое время к Пандавам прибыл величайший мудрец Вьясадева. Он лично возглавил подготовку к жертвоприношению и отдал четкие распоряжения по сбору необходимых ингредиентов. К тому же Вьясадева взялся совершить для Пандавов знаменитое жертвоприношение коня, Ашвамедху, почетнейший из всех священных ритуалов, свершаемых праведными царями. Сверх того

при его участии одновременно должна была состояться уникальная церемония Раджасуя, царь-исполнитель которой формально возводился в сан самодержавного императора мира.

В действительности, никто кроме главы небожителей, Брахмы, не обладает должной квалификации для свершения подобного сакрального таинства. А свершившая его личность, несомненно, удостаивается в будущем поста Брахмы, и на него нисходят от Самого Господа все наивысшие благословения. Конечно, премудрый Вьяса, учитель рожденного на лотосе Брахмы, зара- { нее предвидел, что именно доблестный Врикодара получит пре- , восходнейшую долю плодов, оставшихся после свершения этого жертвоприношения.

173-179 Почему так, а не иначе? — Дело заключается в том, что наиболее полный плод от любого великого благодеяния достается именно тому, чей вклад в предприятие по его исполнению оказы- | вается наиболее выдающимся. Соответственно, второстепенные деятели обретают меньшие плоды, распределяемые среди них пропорционально степени их личного участия. Здесь, однако, имеется одно исключение: хотя Господь Вишну — это главный инициатор всех событий мира, никакие плоды кармы никогда не касаются Его, ведь Он совершенно не нуждается в них.

В отношении остальных воплощенных существ необходимо констатировать, что распределение плодов их кармы происходит следующим характерным образом. Полубоги, дэвы, обычно | стяжают в результате своей деятельности лишь благие плоды, даже если некоторые из их деяний несут в себе некий внешний ` окрас порока. И напротив, дремучим невеждам, демонам, вовсе не свойственно накопление какого-либо баланса благочестия.

В силу этого обстоятельства даже плоды их добрых дел, как пра- ; вило, словно бы проходят мимо них (достаются не им, а кому-ни- ■ будь ещё). Но обитатели Земли, т. е. люди, в течение жизни равно пожинают плоды своих как хороших, так и дурных дел.

Принечаиис Здесь описан особый механизм известного закона кармы, понять который не так уж легко. Прабханджана Ачарья прокомментировал эту тему следующим образом.

На самом деле, земной человек, а точнее его ум и чувства являются как бы некоторым перекрестным полем, за доминирование над которым постоянно соперничают материалистичные демоны, живущие в низших мирах, и полубоги, носители духовности и многочисленных добродетелей. При этом необходимо учитывать, что именно полубоги поддерживают работоспособность наших органов чувств, и они же всеми возможными способами стараются побуждать человека к свершению благих дел. Как следствие, полубоги в качестве награды получают определенную долю наших благочестивых заслуг. Но при этом в соответствии с упомянутым выше правилом, полубоги, управители чувств, не несут никакой ответственности за дурные поступки людей, неправильно использующих данные им от природы возможности. Ответственность за собственные свершенные грехи несет сам человек, а так же демоны, имеющие способность незримо внедряться во внутренний мир человека и старательно завлекать ум земного жителя на стезю порока.

Таким образом, извечная борьба между добром и злом непрестанно протекает внутри каждого из нас. Поэтому разумный человек обязательно должен учиться делать осознанный правильный выбор в собственной жизни, постепенно приобщаясь к пути божественности через регулярную практику духовных дисциплин.

Необходимо отметить, что даже полубоги в силу своих прошлых грехов иногда тоже попадают под влияние порока, но, как правило, это длится у них не слишком долго, и после некоторых непродолжительных мытарств они неизменно возвращаются на путь служения Богу.

Й0-Ю1 Отсюда оказывается вполне очевидным, что вклад Бхимы в подготовку к жертвоприношению Раджасуя стал несравненно более велик. Ведь именно он устранил главную помеху для его проведения — убил злодея Джарасандху. А впоследствии не кто иной, как Бхима смог одолеть в бою таких могучих противников, как Карна и Кичака, которых не под силу было победить остальным Пандавам.

Таким образом, определенно, Бхима должен был стать первым, кто имел право обрести благодатные плоды Раджасуи. Вторым, несколько менее великим адресатом тех благ, несомненно,

должен был явиться доблестный Арджуна, и лишь третьим по значимости восприемником плодов, обретаемых от Раджасуи, мог стать сам царь Юдхиштхира.

Примечание: В поверхностном понимании жертвоприношение Раджа-суя предназначено для того, чтобы наделить колоссальным благочестием исполнявшего его монарха, т. е. в данном случае Махараджу Юдхиштхиру. Однако здесь наш автор-ачарья раскрывает сокровенную подоплеку происходившего события, объясняя, что в реальности Юдхиштхира стал лишь третьим по счету яджаманом, получившим