Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 196 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 196

величие Верховного Господа, человек достигает бессмертия. Нет другого метода достижения вечной обители Господа. Духовное знание — верное средство обретения духовного совершенства!

Примечание: Первая половина данного стиха позаимствована из гимна «Пуруша-сукта», входящего в текст канона шрути — «Тайттирия-араньяка» (3.12.7). Вторая половина стиха относится к «Ваджасанея-самхите» (31.18), и одновременно входит в «Шветашватара-упанишад» (3.8).

103 Как приходит знание? — Цитата из «Шветашватара-упанишад» (6.23):

йаейа деве пара бхактир йатха деве татха гурау таейаите катхита хй артхах пракашанте махатманах

Тот, кто наделен совершенной преданностью Богу, а также преданностью духовному учителю, для такой великой души смысл повествований священных писаний становится совершенно ясным.

Философски часть - глава первая

Исключительная ценность преданности Богу и признаки пагубной ненависти к Нету

104 Преданность Господу — источник все благ:

бхактй-артханй акхиланй эва бхактир мокшайа кевала муктанам апи бхактир хи нитйананда-сварупинй

Посредством преданности Богу, ориентированной на корыстные мотивы, человек может обрести любые желанные плоды в материальном мире. Чистая же преданность ведет душу к освобождению. И более того, для освобожденных душ преданность Господу является источником всевозрастающего духовного счастья.

105 джнана-пурвах парах снехо нитйо бхактир итйрйате итй ади-веда-вачанам садхана-правидхайакам

В словах Вед ясно указано средство достижения духовного совершенства, им является высшая форма любви — вечно цветущая бхакти, преданность Богу, пробуждающаяся в личностях, достигших совершенного духовного знания.

106-107 Пураны гласят — преданность Богу выше мирской религиозности:

нишшеша-дхарма-карта ‘пй абхактас те нараке харе сада, тиштхати бхакташ чед брахмаха ‘пи вимучйате дхармо бхаватй адхармо ‘пи крто бхактаис тавачйута папам бхаватй дхармо ‘пи йо на бхактаих крто харе

«Тот, кто строго следует всем бесчисленным религиозным заповедям, но при этом не становится преданным Господа Хари, такого человека следует признать жителем ада, несмотря на всю его религиозность. Если же человек всегда пребывает в духе преданности, то даже став в силу каких-либо обстоятельств причиной смерти брахмана, он достигнет освобождения».

Тайны «Ма&б&арата». пленные учателедо (пира - (При Мад^вачарьей

«О непогрешимый Господь Хари! Даже адхарма (поступок, нарушающий принципы религии), совершенный Твоими преданными, становится праведной деятельностью — дхармой. Тогда как религиозная деятельность (дхарма), совершаемая непреданными, при малейшем отклонении в следовании правилам превращается в греховную деятельность».

Примечание: В вышеприведенных стихах говорится о том, что преданность Господу является высшей формой духовной деятельности, возвышающейся над мирской религиозностью. Иногда случается так, что преданный, поднявшийся на высокую духовную платформу, может пренебречь некоторыми второстепенными религиозными принципами ради осуществления какого-либо исключительно важного служения Господу. Однако, это вовсе не означает, что нарушение религиозных или моральных принципов может стать нормой, либо жизненным правилом истинного преданного Господа.

10* Преданность, как она описана в «Бхагавад-гите» (11.54):

бхактйа те ананйайа шакйа ахам эвам видхо ‘рджуна джнатум драштум на таттвена правештум ча парантапа

«О Арджуна, только лишь посредством исключительной преданности Мне человек может воистину познать Меня, узреть Мой трансцендентный облик и войти в Мою вечную духовную обитель!»

№9 Демоны лишены преданности:

анади-двешино даитйа вишнау двешо вивардхитах тамаей андхе патайати даитйан анте винишчаййт

110 пурна-духкхатмако двешах со ‘нанто хй аватишгрхате патитанам тамаей андхе нииайеша-сукха-варджите

Нечестивые демоны питают ненависть к Богу с незапамятных времен. Когда же их ненависть достигает апогея, она заставляет их пасть в беспросветную тьму вечного ада, называемого андха-тамас. Таково извечное правило.

Философская часть - глава первая

Для попавших в андха-тамас демонов их ненависть к Богу становится причиной нескончаемых величайших страданий. Бытие в этом аду начисто лишено какого-либо счастья.

111-112 Восемь проявлений ненависти к Богу, разрушающих преданность:

Есть несколько критериев, по которым может быть определена чистота бхакти. В первую очередь, преданный Господа должен быть свободен от восьми проявлений ненависти к Богу, которые описаны в последующих двух стихах:

джйвабхедо ниргунатвам апурна-гуната татха самйадхикйе тад анйешам бхедас тад-гата эва ча прадурбхава-випарйасах тад-бхакта-двеша эва ча тат-праманасйа нинда ча двеша эте ‘кхила матах этаир вихйна йа бхактих ей бхактир ити нишчита

Преданность человека Богу должна быть свободна от восьми нижеперечисленных пороков, формирующих богоненавистнический дух завистников-демонов. Только такая преданность может быть признана в качестве истинной преданности. Основные проявления ненависти к Богу суть таковы:

1) джйвабхеда — думать, что Бог подобен обычному человеку;

2) ниргунатвам — считать Бога лишенным личностных качеств;

3) апурна-гуната — считать, что Бог также как и дживы не обладает полнотой совершенства;

4) самйадхикйе тад анйешам — думать, что кто-то может быть равным Богу или даже превосходить Его;

5) бхедас тад-гата — материалистично полагать, что существуют некоторые различия между частями трансцендентного тела Господа; либо проводить различия между Его полными экспансиями — аватарами;

6) прадурбхава-випарйасах — считать, что Бог рождается в этом мире подобно обычной душе, связанной законами кармы;

7) тад-бхакта-двеша — питать вражду к преданным Господа;

8) тат-прамйнасйа нинда — насмехаться над доказательствами бытия Бога.

НЗ-№ Преданность Богу — источник вечного блаженства:

анади-бхактир девйнйм крамад врддхим гатаива ей апарокша-дршер хетур мукти-хетуш ча ей пунах саивйнанда-сварупена нитйй муктешу тиштхати

Благочестивые личности, дэвы, изначально наделены преданностью, и с течением времени их преданность достигает апогея развития. Только такая зрелая преданность становится причиной того, что Господь, в конце концов, воочию являет Себя перед взором чистого преданного. Таким образом, лишь безупречная преданность становится причиной освобождения души! Подобная преданность, приняв форму несказанного духовного блаженства, вечно проявлена в душах, обретших освобождение.

115 Знание и блаженство приходят только посредством преданности Господу:

йатхй шауклййдикам рупам гор бхаватй эва сарвадй сукха-джнйнйдикам рупам эвам бхактер на чйнйатхй

Также как обитель благости — корова наделена