Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 197 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 197

постоянно сопутствующими ей внешними признаками, например, белым цветом кожи, преданности Господу всегда сопутствуют многочисленные всеблагие дары, такие как духовное счастье и мудрость.

116 Господь удовлетворен чистой преданностью:

бхактйаива туштим абхети вишнур нйнйена кеначит са эва мукти-дйтй ча бхактис татраика-кйранам

Философская часть - глава новая

Верховный Господь Вишну удовлетворяется только преданностью, исходящей из души, и ничем иным. Именно Господь дарует душе освобождение, и лишь проявляемая душой чистая преданность становится достаточным поводом для обретения ею освобождения.

Иерархия живы5$ существ основана на градации и$ преданности Богу

117 брахмадйнам ча муктанам таратамйе ту каранам таратамйа-стхита `надир нитйа бхактир на четарат

Различия в интенсивности проявлений бхакти являются причиной градации воплощенных душ, возглавляемых Брахмой, а также причиной градации совершенных душ, достигших освобождения. Нет другого, более важного фактора для определения вечной иерархии душ, нежели преданность Богу.

Н( манушешв адхамах кинчид двеша-йуктах сада харау духкха-ништхас татас те ‘пи нитйам эва на самшайах

Среди людей встречаются некоторые злостные невежды, что постоянно исполнены ненависти к Господу Хари. Несмотря на то, что в этом факте заложена причина их всевозрастающего горя, они упрямо и неизменно пестуют свои богоненавистнические взгляды. Таково фактическое положение вещей.

119 мадхйамамишра-бхутатван

нитйам мишра-пхалах смртах кинчид бхакти-йута нитйам уттамас тена мокшинах

Многие люди занимают промежуточное положение в вечном цикле рождений и смертей. Они испытывают то счастье, то горе, и у них совсем не возникает стремления к духовному совершенству. Однако наиболее выдающиеся жители Земли всегда исполнены преданности Богу и, как следствие, именно они и обретают освобождение.

Тайны «Ма$аб)эдмты», явленные учителет тира - (При Над^вачарьей

120 брахманах парама бхактих сарвебхйах парамас татах итй адйни ча вакйани пуранешу пртхак пртхак

«Глава всех небожителей, Брахма, изначально наделен наибольшей преданностью Богу. Это делает его верховным среди других джив» — подобные высказывания можно легко встретить во множестве в древнейших текстах Пуран.

Примечание: Таким образом, Шри Мадхвачарья описал преданность Богу — одновременно средство и цель высшего духовного совершенства.

Описание качеств духовного учателя, взятое аз «Панчаратры»

121 В писании, именующемся «Панчаратра», описаны внешние телесные признаки, лакшаны, совершенного гуру, и они суть таковы. Рост учителя равняется — 96-ти его пальцам (ангула)-,

7-ми длинам его стопы (пада) и 4-м его локтям (хаста).

Туловище учителя напоминает дерево баньян, то есть: (1) между оконечностями поднятой вверх одной и опущенной вниз другой руки, расстояние, измеренное по вертикали, должно равняться всему росту тела; (2) обхват его талии по окружности составляет 48 пальцев (или четыре пяди). Сверх того, тело учителя должно иметь 32 других дополнительных признака совершенства.

Примечание: Описание совершенного телосложения человека можно найти в писании «Самудрика-шастра». Ангула — это древняя мера длины, сопоставимая с шириной восьми зрелых зернышек ячменя. Но в данном случае ангула — это непосредственно ширина большого пальца руки конкретного (испытуемого) человека. Далее идет пядь — витасти, которая равняется 12 ангулам. А две пяди составляют длину одного «локтя», хаста.

Философская часть - глава первая

Итак, рост учителя должен быть измеряем: 96-ю его пальцами; 8-ю его пядями; 7-ю его длинами стопы; 4-мя его локтями. Расхождения в измерениях, проистекающие из непропорциональности размеров каких-либо телесных членов человека, указывают на недостаток его физического совершенства. Например, в качестве признака проявления несовершенства рассматривается ситуация, когда руки или стопы испытуемого слишком коротки.

Кроме того, 32 дополнительных признака (лакшана) совершенства описываются следующим образом.

1. Пять членов тела — удлиненные (большие): руки, глаза, скулы, нос, колени.

2. Пять — тонкие: кожа, волосы, пальцы, фаланги пальцев, зубы.

3. Семь — красноватые: ладони, подошвы стоп, уголки глаз, нёбо, язык, уста, ногти.

4. Шесть — высокие: грудь, талия, лоб, плечи, предплечья, рот.

5. Три — широкие: лоб, грудь, таз.

6. Три — короткие: язык, шея, пенис.

7. Три — глубокие: голос, разум (или личность) и пупок.

На самом деле все описанные здесь признаки телесного совершенства достаточно редко встречаются у обремененных тяжелой кармой жителей Земли, особенно в нынешнюю эпоху — Кали-югу. Тем не менее, истинные духовные учителя существуют, и главный критерий их квалификации — способность просветлять учеников посредством духовного знания. Нижеследующие тексты в подробностях раскрывают данную тему.

122-124 Учитель-г(//и/, достигший мудрости, свободен от сомнений, и светом знания способен рассеивать любые сомнения других людей. Поэтому Брахма извечно является главным учителем для всех. Однако и других личностей, наделенных высокими достоинствами, также необходимо почитать в качестве учителей.

С убыванием ступеней вселенской иерархической лестницы достоинства, лакшаны, нижестоящих живых существ становятся все более и более размытыми. Поэтому у большинства людей равно наблюдаются, как некоторые достоинства личности, так и всевозможные недостатки.

о-

Что касается живущих в низших мирах злонравных демонов, то пороки в них очевидно преобладают, а самым порочным среди прочих злодеев является Кали.

125-126 Итак, когда учитель, отмеченный высокими признаками божественности, испытывает удовлетворение и благословляет ученика, всё дарованное им истинно сбывается! Если же настает время наградить ученика освобождением из самсары, то Сам Господь напрямую входит в учителя и посредством него проливает милость на столь удачливую душу.

Вместе с тем следует помнить, что, если учитель оказывается не слишком удовлетворен в сердце, то выпрошенное у него благословение не будет иметь полной силы. Поэтому всегда с великой искренностью следует почитать и поклоняться гуру 127 Порой случается так, что роль учителя достается некой личности, уступающей в уровне духовности собственному ученику. Такому гуру тоже следует оказывать уважение, отдавая дань почтения священной