Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 33 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 33

продолжательницей рода Куру

73-7* Однажды во время охоты Шантану повстречал необыкновенно прекрасную девушку по имени «Сатьявати». В её прошлой жизни Сатьявати была дочерью Агнишватты, одного из прародителей человечества с планеты предков, или питров. В том воплощении ее звали «Аччхода», и было известно, что своими длительными аскезами, выполняемыми в духе чистой преданности, она удовлетворила Самого Господа Вишну. Тогда в качестве награды за ее духовные подвиги Господь пообещал стать её сыном.

0---------------------- ■ II | ■ П

Позднее же, когда Аччхода перевоплотилась вновь, её нарекли именем «Сатьявати» и выросла она в рыбацкой семье как дочь царя Васу, рожденная от рыбы. (К тому моменту времени, о котором идет речь здесь в повествовании, Господь в облике Вьясадевы уже явился, представ миру, как сын Сатьявати.)

75-76 Красота Сатьявати глубоко тронула и пленила сердце Шантану, и он решил просить ее руки. С этим предложением он прибыл к главе селения рыбаков и одновременно приёмному отцу Сатьявати, который, словно истинный родитель не чаял в дочери души. Отчим соглашался выдать её замуж только при одном условии — если Шантану пообещает провозгласить наследником престола её будущего сына. Однако Шантану не мог предоставить ему таких гарантий, поскольку его родившийся от Ганги сын Деваврата уже был объявлен наследным принцем. В результате надежда Шантану на женитьбу с Сатьявати оказалась тщетной, и томимый мыслями о возлюбленной он вернулся домой. Его встретил заботливый сын Деваврата. Увидев грустное лицо Шантану, он сразу же догадался, что какое-то сокровенное желание томит душу родителя. Тогда он расспросил колесничего отца о причине печали царя и, узнав все подробности, немедленно отправился в путь по направлению к указанному ему селению рыбаков.

77 Прибыв туда, Деваврата принялся упрашивать родителей девушки выдать Сатьявати замуж за Шантану. Ради счастья отца Деваврата решительно отказался от своего наследства в виде завещанного ему отцом царства Хастинапура.

Однако отчим Сатьявати высказал следующее опасение — будущие дети Девавраты, вероятно, попытаются оспорить его опрометчивое решение отказа от наследства, и, возможно, будут претендовать на царскую власть в Хастинапуре.

Услышав эти слова, Деваврата изрек свой знаменитый обет: «Вам незачем беспокоиться о соперничестве за власть со стороны моих потомков, поскольку сейчас я обещаю, что всю жизнь буду хранить строгий целибат и, следовательно, детей у меня вовсе не будет!»

Примечание: Деваврата пообещал прожить всю оставшуюся жизнь в положении отрешенного мудреца, практикующего целибат. На санскрите целибат описывается специальным термином урдхво.-рвто,с, буквально переводимым, как «семя, поднятое вверх». Это означает, что при правильно практикуемом целибате жизненная энергия подвижника, сконцентрированная в форме секреции семени, начинает двигаться «вверх» — по направлению к голове и, таким образом, несет силу духовному разуму человека.

В действительности жизнь аскета, как удел Девавраты, была предопределена еще до его рождения, о чем свидетельствует приведенная выше история. Однако Шантану, как добросовестный царь, конечно же, осознавал важность продолжения собственной династии, и поэтому повторная женитьба являлась для него актуальной потребностью.

7$ Данный Девавратой обет вселял страх в материалистов, а для многих был попросту немыслим, поэтому небожители увековечили свершившееся событие, одарив Деваврату славным именем «Бхишма», означающим — «ужаснувший мир своим суровым подвижничеством». К тому же ему было даровано еще одно имя — «Прасуна-вришти», приоткрывающее, что «дождь из небесных цветов» стал достойной наградой за необычайную самоотверженность Бхишмы.

Таким образом, Деваврата заполучил благонравную Сатья-вати, прозванную «Кали» за «темное, блистательное словно грозовое облако» тело, и с радостью преподнес её своему отцу Шантану.

Примечание: В мире всегда существуют люди, по той или иной причине предпочитающие хранить безбрачие, и некоторые из них становятся строгими монахами либо отшельниками. Поэтому справедливо задаться вопросом: «А что особенного заключалось в отречении Бхишмы?» Однако уникальность его подвига состояла в том, что Бхишма жил в обстоятельствах, совершенно не подходивших для осуществления сурового подвижничества. Ему приходилось строго воздерживаться от всяких контактов с противоположным полом, в то время как он пребывал прямо посреди царской роскоши, естественным образом располагающей человека к плотским усладам. Несмотря на это обстоятельство, Бхишма остался верен своему обету

ПО

до самого конца жизни, что принесло ему славу идеального хранителя целибата, превзошедшего многих отшельников, обретших покой в удаленных от треволнений мира монастырских обителях.

79 Известно, что Бхишма предложил Сатьявати своему отцу в жены только после того, как убедился, что она представляла собой весьма достойную девушку. Сатьявати происходила из почитаемого царского рода и была наделена всеми благими достоинствами. Ведь не случайно Сам Господь стал ее сыном. Бог есть Абсолютная Истина — «Сатья», и потому всем должно быть известно: Его добродетельная мать Сатьявати являлась совершенно чистой и непогрешимой личностью.

Примечание: Доказательством безгрешности Сатьявати служит тот факт, что она согласилась принять семя мудреца Парашары (с целью рождения Господа Вьясадевы) лишь с тем условием, что ее девственность будет непременно сохранена.

М Зачастую в умах истых праведников совсем не возникает влечения по отношению к объектам, сулящим какой-либо грех, и таковым святым царем являлся Шантану. Он всегда доверял зову своей души как веянию божественной воли. Поэтому, когда Шантану почувствовал в сердце подлинную любовь к Сатьявати, ] он принял её в жены, и совсем не обратил внимания на то, что она | выросла в семье

Навигация:

Страница 35
Страница 34
-- Страница 33 --
Страница 32
Страница 31