Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 34 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 34

низко-сословных рыбаков. |

Примечание: Вадираджа Тиртха написал к этому тексту очень интерес- | ный комментарий. Общеизвестно как непреложный факт, что правед- 1 ные личности от природы не склонны к совершению греховных поступков, но в реальной жизни такие случаи иногда имеют место. Например, бог Луны Чандра однажды вступил во внебрачную половую связь с женой почитаемого всеми учителя Брихаспати. Также известно, что праведный Сугрива, словно обуреваемый похотью, принял в жёны супругу своего старшего брата Вали. Фактически, любой благонрав- 1 ный человек может иногда ощущать позывы к совершению греха. Так как же это объяснить?

Вадираджа Тиртха предложил весьма оригинальное толкование вышеописанного феномена. Для каждого живого существа в нашем мире волей Бога определен некий предельный уровень благочестия (пунья), достигаемый в рамках его потенциальных способностей, именуемых сва-йогьята. Это тот баланс святости, аскетизма и отрешенности, превышать который вовсе нежелательно. Если же кто-то сознательно или по незнанию пытается превысить пределы своих возможностей, то ему не избежать в будущем каких-то падений, имеющих поверхностную видимость деградации. Другими словами, в сердце переусердствовавшего в подвижничестве человека невольно развивается какая-нибудь склонность к совершению греха, которая постепенно сводит на нет излишек плодов его аскез.

К примеру, воплотившийся в облике Сугривы бог Солнца Вивасван ощутимо превысил допустимый для него уровень благочестия, и произошло это так. Вместе с подчиненным ему солнечным светилом Вивасван весьма длительное время совершал одно священное действие — огибал по часовой стрелке расположенную в центре вселенной священную гору Сумеру, что обеспечило Вивасвана колоссальным запасом благочестия. Сверх того, ему как Сугриве выпала редкая удача лично послужить Господу Раме во время Его пришествия на Землю. В итоге, чтобы свести избыточное количество благочестия Сугривы к предопределенному равновесию, по воле Провидения в нем проснулась некоторая склонность к греху (когда он родился Карной). Однако нужно четко понимать, что подобное обстоятельство являлось исключительной и закономерной необходимостью, восстанавливавшей естественную гармонию в личном бытии Вивасвана.

Возвращаясь к описываемой здесь истории, необходимо подчеркнуть, что царь Шантану не имел никаких порочных отклонений. То, что он неожиданно для себя полюбил девушку из низкого сословия рыбаков, в действительности не представляло собой некоего греховного волеизъявления, но, напротив, являлось, по сути, частью божественного промысла. К тому же избранная им Сатьявати не родилась в доме рыбаков на самом деле, а только выросла там. Тем не менее, её приемные родители поступили достаточно дальновидно, ибо всегда кормили и поили Сатьявати яствами, достойными истинной царевны, и таким образом сохранили ее родовой статус принцессы.

81 Великий царь Шантану остался очень доволен достойным поведением сына, от всего сердца он даровал ему три благословения:

1) сваччханда-мритьютва — дар власти над собственной смертью, т. е. способность усилием воли избрать время для благоприятного ухода из жизни;

2) аджеятва — непобедимость в сражениях;

3) адхршиьятва — неуязвимость ни перед какой силой противника.

Примечание: Первое благословление Шантану было особенно ценным, поскольку давало возможность Деваврате надлежащим образом подготовиться к самому ответственному экзамену в жизни человека — смерти. Ведь следует всегда помнить, что высшее духовное совершенство достигается посредством памятования о Господе | в момент смерти.

Иногда победа достигается слабым, но более искусным воином, ‘ однако с благословения отца избранный любимец победы, Бхишма, уже никогда и ни перед кем не ощущал в бою даже намека на слабость. 1

82-83 Шантану прожил с Сатьявати много счастливых лет (около ; восьмидесяти), и она родила ему двух сыновей: Читрангаду ; и Вичитравирью. Но когда дети Шантану были ещё маленькими, он внезапно ушел из жизни.

О нет, юн не погиб в бою от руки сильного врага — смерть не настигла его врасплох, будто бы наперекор его воле. Шантану благословил сына Бхишму умереть по собственному желанию, однако и сам он также обладал этим редким даром, обретенным посредством практики йоги. Да, он покинул состарившееся тело по своей воле, вполне осознавая его полную непригодность. Так, в должное время он отправился в обитель Варуны, свой небесный дом.

8* В чем разница между духовно продвинутыми личностями и простыми обывателями? Слабовольные люди слишком привязаны к чувственным удовольствиям и лишены каких бы то ни было духовных заслуг. Они не способны вершить подвижничество ради познания Высшей Истины, а также для прочих благих ! целей. Такие несчастные люди подвержены смерти, наступающей ;

ИЗ

помимо их воли, и непосредственным примером тут может послужить сын самого Шантану — Вичитравирья, нежданно встретивший смерть в столь молодые годы.

«5-86 Бхишма совершил погребальный обряд по усопшему отцу, а затем короновал могучего духом царевича Читрангаду на владение троном Хастинапура. Младший же брат Вичитравирья был провозглашен тогда юным принцем, юва-раджей.

Читрангада оказался весьма властной личностью и, едва получив в руки бразды правления, принялся притеснять права не только окрестных царей, но даже богов и демонов. Однажды, при подобных обстоятельствах могучий царь небесных ганд-харвов, также носивший имя «Читрангада», бросил вызов земному Читрангаде. Он в резких выражениях потребовал, чтобы юный Читрангада либо отрекся от своего имени, либо вышел сразиться с ним. Завязалась длительная и кровопролитная битва, в которой гандхарв не сразу, но все же одержал верх. Однако гордый юноша Читрангада даже перед превосходящей силой противника не пожелал отречься от своего имени и

Навигация:

Страница 36
Страница 35
-- Страница 34 --
Страница 33
Страница 32