Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 61 ------

Махабхарата-татпарйа-нирнайа, часть 1 - Страница 61

одновременно сыном и Деваки, и Рохини. В его облике воплотился сам великий Шеша, объединившийся с Шукла-кешей — «Светлым волосом» Господа Хари.

Примечание Баларама — загадочная и многогранная личность, поэтому среди вайшнавских учителей различных школ о нем бытуют самые разнообразные представления.

К примеру, в школе Шри Рамануджи Ачарьи считается, что сам Рамануджа являлся воплощением Шеши, одного из величайших слуг Господа. И об этом можно найти подтверждение на страницах писания

Тялт <На)Е(%араты>. шейные учатеидп (пора - Шра Мал^чарьев

«Гарга-самхиты» (10.61.23-26). Что же касается Баларамы, то Шри-вайшнавы почитают Его как одного из десяти главных аватар Господа. Ссылаясь на писания «Вишваксена-самхита» и «Лакшми-тан-тра» последователи Рамануджи Ачарьи утверждают, что все аватары Господа исходят из Анируддхи, последней формы Бога в Его четверной экспансии Васудевы, Санкаршаны, Прадьюмны и Анируддхи. Список Десяти аватар в каноне Шри-вайшнавов таков: Матсья, Курма, Вараха, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Рама, Балабхадра, Кришна и Калки. На основе приведенных свидетельств можно заключить, что роль Шеши и Баларамы в системе духовной иерархии, почитаемой в данной преемственности вайшнавов весьма и весьма высока.

В канонах Гаудия-вайшнавов Баларама занимает еще более уникальное положение первого и прямого воплощения Господа, а так же источника всех последующих аватар Бога. Таково сокровенное толкование учителей Гаудия-вайшнавов, прямые подтверждения которому встречаются в некоторых священных писаниях. Помимо роли первого воплощения Бога, Баларама прославляется как Ади-гуру — изначальный духовный учитель. Поэтому обретение милости Баларамы или Нитьянанды (его другого воплощения) считается одним из наиважнейших аспектов всей духовной практики Гаудия-вайшнавов.

В настоящем повествовании Шри Мадхвачарья представил общее истолкование личности Баларамы, встречающееся в Пуранах. Например, в контексте стиха из «Бхагаватам» (2.7.26) допустимо толкование о том, что Кришна и Баларама были воплощениями «Черного» и «Светлого» волосков Господа. Об этом же самом есть упоминание на страницах «Махабхараты» в томе «Вайвахика-парва» (1.189.31). Опираясь на эти и другие подобные свидетельства писаний, Мадхвачарья охарактеризовал личность Баларамы, как совместное воплощение божественного змея Шеши и «Светлого волоса» Господа Хари. Однако читателю вовсе не нужно смущаться, полагая, что это всего лишь «волос», ибо у Бога все части Его тела имеют равноценную божественную природу.

Существуют разнообразные толкования о божественном положении Баларамы и Ананта Шеши. К примеру, в «Бхагаватам» (10.2.5—8) в стихах, описывающих явление Баларамы, подтверждается, что в нем воплотился Ананта Шеша. Там же, ещё не родившийся Баларама прославляется как «Вайшнава-дхама» — величайший хранитель преданности Господу Вишну.

о

•о

Сварупа Дамодара (близкий спутник Шри Чайтаньи Махапрабху) в своем дневнике (стихи 9—11) записал, что Шеша — это полная экспансия Господа Санкаршаны, который в свою очередь изошел из Маха Санкаршаны — первой экспансии Баларамы.

В учении Мадхвачарьи, зиждущемся на литературном наследии древнейших ведических гимнов, градация божественных сил во вселенной объясняется таким образом. Шеша почитается Мадхвой как один из трех высших небожителей — Шивы, самого Шеши и Гаруды, но стоит он на одну ступеньку ниже Брахмы и Мукхья-праны вместе с их супругами. Шеша рассматривается в качестве божественного защитника всех рожденных существ, за что его иногда называют именем «Джива» (властелин и покровитель всех джив). Кроме того, он считается одним из главных управителей манах-коши — сферы ; умственной деятельности человека. Господь Вишну лично уполномочил !

Шешу, войдя в него в форме авеши, именуемой «Шукла-кеша» («Свет- ] лый волос»). Таким образом, Господь снабдил Шешу энергией под- | держания, именуемой адхара-шакти, иногда сопоставляемой с науч- | ным понятием «Силы гравитации». В «Бхагаватам» (5.25.2) по этому | поводу говорится, что божественный змей Ананта Шеша держит всю Бху-мандалу (земную сферу) на одном из своих клобуков. При этом Он ! даже не замечает ее тяжести, как если бы она весом равнялась всего | лишь горчичному зернышку. |

Шеша, несомненно, заслуживает поклонения как одно из осо- : бых проявлений Господа. Разница в толкованиях его личности может заключаться только лишь в следующем: является ли он полным воплощением, пурна-аватарой Бога, или частичным воплощением, аве-ша-аватарой. Но в любом случае — это Господь, которому следует 1 искренне поклоняться всем сердцем.

В учении Мадхвы роль изначального учителя (если не брать в расчет Самого Бога, в том числе и Балараму) в большей степени возложена на Брахму и Мукхья-прану. Мукхья-прана не является воплощением Бога, но выступает в роли уполномоченного Господом выдающегося полубога и одновременно великого учителя вайшнавов. Как известно, Мукхья-прана в облике Бхимы стал учеником Баларамы в искусстве владения палицей и, следовательно, почитал Балараму, как своего гуру.

Господь Брахма является гуна-аватарой Бога (в данном случае это разновидность авеша-аватары), и он стоит во главе ученической преемственности Мадхвачарьи. Сам же Мадхва являлся прямым воплощением Мукхья-праны на Земле. В этой связи следует отметить,

что линия служения Господу, проводимая Мукхья-праной как представителем Брахмы, необычайно важна. В настоящем труде о «Махабха-рате» Мадхва подробно разъяснил, что служение Мукхья-праны, оказываемое Господу, всегда является служением высочайшего уровня. Однако, в то же время, подобное служение настолько сокровенно, что непосвященный человек едва ли способен адекватно понять его или по-настоящему оценить! Тем не менее, одна из главных задач, преследуемых Мадхвачарьей при написании этой книги, состояла именно в том, чтобы пролить свет на великую тайну служения Мукхья-праны Господу. И по-настоящему понять эту тайну можно, лишь осмысленно

Навигация:

Страница 63
Страница 62
-- Страница 61 --
Страница 60
Страница 59