понять,
кто ваш истинный благожелатель.Проблема в том, что в обществе мы не знаем,
кто наш доброжелатель. Мы думаем: "Наш ум - наш доброжелатель". Думаем:
"Родители - доброжелатели. Мои товарищи - мои доброжелатели". Но все они
не являются вашими доброжелателями. Ваш единственный доброжелатель - это
Бог, или Кришна. Почему? Потому что вы вечно связаны с Ним. Все наши
родственные взаимоотношения, которые есть здесь, временны.
В "Шримад Бхагаватам" есть замечательная история проститутки по имени
Пингала. Проститутка была очень привязана к зарабатыванию денег своей
профессией. И также, кроме денег, она испытывала чувственные наслаждения,
общаясь с различными мужчинами. И она привязалась ко взаимоотношениям с
различными мужчинами. Однажды Пингала оделась очень красиво, в сари,
украсила себя драгоценностями и вышла на улицу. И она пристально глядела
на каждого проходящего мужчину и думала: "Может быть, он богатый человек и
станет моим клиентом?" И так прошла вся ночь, и никто не остановился,
чтобы стать ее клиентом. В результате она вернулась домой, подавленная и
разочарованная. Она была подавлена и разочарована, так как не смогла найти
никакого клиента, чтобы получить деньги и насладиться. И в результате
разочарования и подавленности, в ее сердце возникло чувство счастья. Что
же это было за счастье? Это счастье было духом непривязанности. Она
сказала: "Какая же я глупая была! Я пыталась искать клиентов, чтобы
зарабатывать деньги и наслаждаться. Даже если бы я нашла клиента, как
долго это наслаждение приносило бы мне счастье? Даже если бы я получила
деньги, как долго бы они у меня остались?" И она сказала: "Вместо того,
чтобы искать клиентов и зарабатывать деньги, я должна искать прибежище у
лотосных стоп Господа, точно так же, как богиня Лакшми массирует лотосные
стопы Господа". Пингала сказала: "Даже если у меня будет муж, как долго
муж будет меня защищать? Время заберет также и мужа. Но, если я буду
держаться за лотосные стопы Господа, как богиня Лакшми, я никогда не буду
разлучена с Господом". И в результате этого осознания она стала очень
возвышенной преданной Господа. В "Шримад Бхагаватам" говорится, что очень
часто разочарование и подавленность приводят к вручению себя Господу. У
этой проститутки было так много материальных желаний, но она не могла их
выполнить. Когда она не смогла выполнить свои материальные желания, она
пришла в очень подавленное, сердитое и разочарованное состояние. Но, в
результате этого, она стала полностью безразлична и не привязана к
материальным вещам. А непривязанность к материальным вещам привела к
привязанности к Кришне. Поэтому Кришна говорит: "чатур видха бхаджанте
мам,- Четыре вида людей предаются Мне". (Б.-г.,7.16)
Первые - это те, кто хочет богатства. Другие - это те, кто любопытен.
Третьи - это те, кто ищет подлинного знания. И четвертые - это те, кто
находится в несчастье. Когда мы, в результате всех наших материальных
честолюбивых устремлений, обретаем несчастье, на самом деле, это знак
того, что мы можем продвинуться к Богу. Потому что несчастье делает вас
безразличным к материальной ситуации. Вы думаете: "Что я еще могу сделать?
Я уже перепробовал все, но я не могу получить это. Кришна ждет меня.
Отправлюсь я лучше к Кришне". Итак, то, что мы полагаемся на Кришну и
признаем, что наши материальные попытки провалились, - это здоровый знак.
Кауравы хитростью завлекли Пандавов на игру в кости. И, сжульничав, они
выиграли у Пандавов. В результате поражения Пандавов, Кауравы схватили
Драупади, а Пандавы отправились на 13 лет в лес, в ссылку. И Кауравы
пытались раздеть Драупади. Они так завидовали Пандавам, что хотели
обесчестить ее на публике. Драупади была женой Пандавов. И Драупади
старалась изо всех сил держаться за сари, чтобы защитить свою честь, но в
конце концов поняла, что сама по себе она не может защитить себя. Она
воздела руки к небу и в отчаянии сказала: "Кришна, спаси меня! Моя честь в
твоих руках". И Кришна сделал ее сари бесконечно длинным. Сколько Кауравы
ни тянули, столько ткани прирастало к сари. И они провалились.
Итак, преданный может попытаться сделать что-то сам, но когда он сознает,
что все зависит от Кришны, то Кришна начинает руководить его жизнью.
Кришна является доброжелателем каждого, и на это нельзя смотреть просто
так. Доброжелатель - это тот, кому вы небезразличны. Тот, кто хочет, чтобы
вы были воистину счастливы, а не испытывали какое-то ложное счастье. Нет
сомнений, нашим родителям, родственникам мы небезразличны до какой-то
степени. Но они заботятся о нас с материальной точки зрения. То есть, они
хотят, чтобы мы испытывали чувственные наслаждения. И когда у нас есть
чувственное наслаждение, они счастливы. Если вы скажете своим
родственникам, что вы присоединились к Движению Харе Кришна, что вам
платят жалование 20 000 рублей в месяц, и раз в месяц вы будете ездить в
Америку, у вас будет машина, они скажут: "Очень хорошо". Но если вы
скажете, что вы присоединились и стали нищим, они скажут: "Очень плохо".
Потому что они измеряют ваш успех и неудачу с материальной точки зрения:
сколько у вас чувственных наслаждений, сколько денег. Как в Индии, когда
юноша и девушка хотят присоединиться к движению Харе Кришна, родители
спрашивают их: "Что же вы собираетесь там получить, в этом движении?
Неужели там вы собираетесь получить счастье?" И наш ответ: "Да. Мы
собираемся получить истинное счастье. Вы можете мне дать это счастье?
Нет".
Итак, Кришна - наш доброжелатель потому, что Он говорит то, что является
для нас окончательным благом. Можно заниматься двумя видами деятельности:
прейас и шрейас.