Если вы
говорите о сахаре, то он должен быть сладким. Аналогично этому,
религия означает любовь к Богу. Религия не означает, что вы раз
в неделю - на час - ходите в церковь, храм или синагогу, а затем
опять занимаетесь греховной деятельностью. Религия означает, что
вы должны возлюбить Бога, независимо от того, кто вы -
мусульманин, христианин или кто-либо еще, и отказаться от своей
любви к чувственным наслаждениям. Таким образом, по существу,
нет вопроса о смене религии, - вопрос в том, чтобы найти
подлинную религию. Иногда вы ходите к врачу долгое время, но
доктор не может вылечить болезнь. Но если есть лучший доктор, то
это не значит, что вам не следует его принимать, а оставаться у
старого. Естественно, что вы можете принять лучшего врача. Вы не
должны быть сентиментальны.
Вопрос: Когда мы говорим о санатана-дхарме как о вечном знании,
мы имеем в виду ведическое знание или "Бхагавад-гиту"?
Ответ: Санатана-дхарма означает ведическое знание.
"Бхагавад-гита" - тоже ведическое знание. "Веды" означает
"знание". "Дхарма" означает "религия", а "санатана" - означает
"вечная". Таким образом, санатана-дхарма есть вечная религия
живого существа.
Вопрос: Как в наше сознание пришли понятия ада и рая?
Ответ: Понятия рая и ада имеются в Священных Писаниях. В них
говорится, что за дурные действия мы получим наказание, за
благие действия мы получим награду. Читаете ли вы Ведические
Писания, Библию или Коран - эти понятия имеются везде. Это идет
из Священных Писаний.
Вопрос: Иногда у преданных есть какие-то обязанности, которые не
позволяют преданному повторять 16 кругов с самого утра. И они
читают часть кругов утром, часть днем, часть вечером - когда
могут. Некоторые даже это поощряют, говоря, что сначала мы
должны выполнить свои обязанности, а затем читать мантру. Не
сказывается ли эта практика отрицательно на духовном уровне
преданного?
Ответ: Разумеется, самое лучшее - повторять все круги утром. Но
иногда у преданных в храме есть обязанности, например, готовить
прасад. Для того, чтобы преданные могли в 9 часов почтить
прасад, кто-то должен пожертвовать собой и в 6 часов начать
готовить прасад. Кто-то рано утром должен одевать Божества.
Кто-то у себя дома должен приготовить детей в школу. Поэтому
если у вас есть важные обязанности, то можете как-то рассчитать,
но руководящим принципом должно быть повторение кругов утром.
Вопрос: Христиане очень часто говорят: "Никогда не произноси
Имен Господа всуе". Как им следует объяснять эту цитату? Как ее
следует понимать?
Ответ: Нет. Воспевание Святых Имен никогда не бывает
бесполезным, потому что всегда, воспевая Святые Имена, вы
получаете благо.
Воспевание Святого Имени настолько могущественно, что даже если
вы воспеваете его в шутливом настроении, несерьезно, все равно
получаете благо. Поэтому не может быть и речи, чтобы это было
впустую. Когда мы ходим на Харинамы, некоторые зеваки говорят:
"Вон, сумасшедшие Харе Кришна!" Но все равно они получают благо,
потому что произносят Харе Кришна.
Вопрос: Что надо сделать, чтобы все время помнить о духовном
учителе?
Ответ: Постоянно общаясь со Святым Именем Господа. Желание
духовного учителя - вернуть вас обратно к Кришне. Если вы всегда
будете воспевать Святые Имена, вы всегда будете помнить о
духовном учителе. Помня о духовном учителе, вы всегда будете
помнить о Кришне. Духовный учитель всегда постоянно помнит о
Кришне. Всегда повторяет Имена Кришны.
Вопрос: Если всегда повторять Имя вашего Бога всуе, не уходит ли
это в слова? (наша энергия и.т.д.)
Ответ: Это не плохо, если вы будете постоянно воспевать, вы
будете сильнее духовно. Чем больше вы принимаете витаминов - тем
вы сильнее. Это - истинный витамин.
Вопрос: Может ли быть такая ситуация, что сначала мы получаем
инициацию, затем принимаем духовного учителя в сердце?
Ответ: Еще до того, как вы получили инициацию от духовного
учителя, вы должны, в течение некоторого времени, следовать
указаниям своего духовного учителя, а не то, что сегодня вы
получили инициацию, а дальше думаете, как и что там. Вы должны
установить взаимоотношения с духовным учителем до инициации.
Вопрос: Есть такие люди, как асуры; они не читают
"Бхагавад-гиту", но я подарила ее. Что я должна делать - забрать
ее?
Ответ: Пусть "Бхагавад-гита" останется у них. Когда-нибудь они
до нее дотронутся.
Вопрос: Почему нет разницы между повторением Харе Кришна
маха-мантры и размышлением о трансцендентных любовных играх
Радхарани и Кришны?
Ответ: Медитация на трансцендентные игры Радхи и Кришны - также
очищение. Если в стакане полно воды, то уже ничего нельзя
добавить. Если ум думает о Радхе и Кришне, то он не будет думать
о майе. Конечно, мы не говорим: "Медитируйте только на Кришну 24
часа". Вы должны в первую очередь повторить свои 16 кругов, а в
экадаши даже 25 кругов.
Вопрос: Может ли неинициированный ученик, который читает 16
кругов, готовить для Божеств?
Ответ: Это довольно хитрый вопрос. Вообще-то, по правилам
Писаний не должны готовить неинициированные ученики. Если ваши
Божества не являются установленными по процедуре и если все ушли
на санкиртану, и у вас нет другого выхода, можно пойти на такой
компромисс. Но по правилам этого не должно быть.
Вопрос: Включаются ли классы по "Шримад-Бхагаватам" и
"Бхагавад-гите" в два часа, когда положено читать Священные
Писания?
Ответ: Это хороший вопрос. Я действительно говорил: читайте как
можно больше. Если вы читаете всего два часа, включая эти классы
- это нормально. Но если дополнительно читаете, то это еще
лучше.
Вопрос: Что делать, если преданный не может жить в ашраме и
должен оставаться дома; может ли он иметь также духовный
прогресс и инициацию?
Ответ: