мистических способностях своего друга, но,
увидев воочию все Его величие, был потрясен, и кланяясь, начал высказывать свое
величайшее почтение. Один из видов взаимоотношений с Господом, описанный в
"Нектаре преданности", изумление. И Арджуна испытал такое изумление. Его взору
открылись полубоги: Брахма, сидящий на цветке лотоса, Шива, мудрецы,
божественные змеи и другие живые существа. (Бг.11.15) Обозревая всю вселенную
Арджуна сказал:
анека-бахудара-вактра-нетрам
пашьями твам сарвато `нанта-рупам
нантам на мадхьям на пунас тавадим
пашьями вишвешвара вишва-рупа
"О властитель вселенной, о вселенская форма, я вижу в Твоем теле много-много
рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду, без предела. Тебе нет конца, нет
середины и нет начала." (Бг.11.16)
Итак, Арджуна увидел бесконечное величие Господа. Эту форму очень трудно было
видеть из-за ослепительного сияния, как трудно смотреть на яркое
солнце.(Бг.11.17) После этого он сказал:
"Ты - конечное прибежище всей этой вселенной, и Ты неисчерпаем, таково мое
мнение." (Бг.11.18)
У шести богатств Господа нет предела. Он самый богатый, самый сильный, самый
красивый, самый знаменитый, самый отреченный, и Он знает больше всех. Того, кто
обладает всеми этими достоинствами в бесконечной степени, можно назвать Богом.
Кто-то может быть самым богатым, но не будет самым красивым. Арджуна увидел всю
вселенную в Кришне и убедился, что Кришна - причина всех причин. Он увидел все
три мира: низший, высший и средний, планеты полубогов и даже демонов, которые
входят во вселенскую форму, сыновей злокозненного Дхритараштры, похитивших
царство у Пандав и теперь погибающих в теле Господа, воинов Кауравов, попадающих
в рот Кришны и застревающих в зубах, как мышь в зубах кошки. Арджуна понял, что
Кауравов ждет неминуемая смерть в этой битве. Подобно мотылькам, летящим на
огонь и гибнущим в нем, люди устремляются в многочисленные зевы и гибнут в них.
Еще он увидел, как все полубоги возносят молитвы Верховному Господу и просят
прощения. От всего увиденного Арджуна пришел в великое смятение, страх сковал
его, он не знал, что делать. И в таком состоянии, склонившись в почтении перед
Господом, он обратился к Нему: "Поведай мне, кто Ты есть. Я хочу знать, кто Ты и
какова Твоя миссия." (Бг.11.31)
шри бхагаван увача
кало `сми лока-кшая-крит правриддхо
локан самахартум иха правриттах
рите `пи твам на бхавишьянти сарве
е `вастхитах пратьяникешу йодхах
"Верховная Божественная Личность сказал: "Я есть время, великий разрушитель
миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей. Кроме вас (Пандав), все
воины, с обеих сторон, погибнут." (Бг.11.32)
Атеисты встречаются с Кришной в момент смерти. Какую бы сторону ни принял
Господь, та сторона победит. В бенгальской пословице говорится: "Кого бы Кришна
хотел убить, того никто не защитит. Кого бы Кришна хотел защитить, того никто не
убьет". Арджуна не хотел принимать участие в этом сражении, но его побудил
Кришна, так как сражаться - долг кшатрия. Здесь Он снова говорит:
тасмат твам уттиштха яшо лабхасва
джитва шатрун бхункшва раджьям самриддхам
маяйвайте нихатах пурвам эва
нимитта-матрам бхава савья-сачин
"Итак, встань и приготовься сражаться и завоевать славу. Победи своих врагов и
наслаждайся процветающим царством. По Моему замыслу все они уже погибли; ты же,
о Савьясачи, можешь быть лишь Моим орудием в этом сражении." (Бг.11.33)
Также и мы должны стать инструментом в руках Господа. В любом случае все
происходит по Его воле, но если мы соглашаемся стать орудием Господа, тогда нам
достанется слава и почет. Чайтанйа Махапрабху предсказал, что сознание Кришны
распространится по всему миру, и если вы поможете в этом, вы будете иметь
заслугу, а если нет, то славу и почет получат другие. Кришна говорит, что план
уже готов, и этим воинам все равно суждено умереть, поэтому Арджуне нужно просто
сражаться. (Бг.11.34) Снова поклонившись Кришне, изумленный Арджуна сказал
следующее:
арджуна увача
стхане хришикеша тава пракиртья
джагат прахришьятй анураджьяте ча
ракшамси бхитани дишо драванти сарве
намасьянти ча сиддха-сангхах
"Арджуна сказал: "О властитель чувств, мир приходит в ликование, слыша Твое имя,
и каждый привлекается Тобой. Праведники почтительно склоняются перед Тобой,
демоны же, одолеваемые страхом разбегаются в разные стороны. Так все это и
должно быть." (Бг.11.36)
Арджуна говорит: "О властитель чувств", - из этого следует, что мы не являемся
хозяевами чувств. Если мы поймем, что владыкой чувств является Кришна, тогда мы
будем стараться занять свои глаза, нос, язык, уши в служении Кришне. В
"Нарада-панчаратре" говорится, что Кришна является повелителем всех чувств, и,
занимая свои чувства в преданном служении, можно избавиться от многих ложных
обозначений. Арджуна также восклицает: "Мир приходит в ликование, слыша Твое
имя!" - таким образом, все, кто слышит имя Кришны, радуются и приходят в
восторг. "Услышав Твое имя, человек привязывается все больше и больше" -
аналогично, если мы постоянно повторяем мантру, то наша привязанность
усиливается. Слушая имя Кришны, человек развивает привязанность к Господу.
Поэтому, мы говорим всем: "Воспевайте шестнадцать хороших, внимательных кругов,
и вы привлечетесь Кришной, если же вы не будете делать этого, и не помышляйте о
том, что ваша привязанность возрастет. Арджуна снова повторяет: "Ты старейший,
Ты - причина всех причин, Ты неисчерпаем." (Бг.11.37) Вы можете спросить, почему
снова и снова на этом делается акцент? Повторять славу Господа человек не устает
никогда. Преданные постоянно повторяют Харе Кришна, Харе