Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Гопал Кришна Госвами - Упадешамрита (сухарево) - Страница 7

не требуется больше самого необходимого. Они не осознают важности простой жизни. Прабхупада приводит пример: если высыпать где-нибудь мешок зерна и пригласить птиц поесть, они поклюют сколько им нужно и улетят, но, если придут люди, они не только съедят, сколько смогут, но и постараются набрать себе в карманы рубашек, штанов, пиджаков. Сумки есть - сумки набьют до отказа. И только тогда уйдут. Это из-за своей жадности.

Обсудив это, Шрила Прабхупада описывает шесть препятствий на пути духовного развития.

Первое - атъяхара. Атъяхара означает “чрезмерные усилия или чрезмерное накопительство”. Бхактивинода Тхакур говорит в своем комментарии, что атъяхара означает и привлечение пятью чувствами - зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием. Еще одно значение слова атъяхара - переедание. Означает ли это, что вы должны перестать есть? Может быть, стоит последовать примеру Дхрувы Махараджа? Когда Дхрува Махарадж отправился в лес в поисках Бога, в первый месяц он ел раз в три дня, на второй месяц - раз в шесть дней, на третий месяц он перестал есть, только пил воду раз в девять дней, а на четвертый месяц он перестал даже пить и дышал раз в двенадцать дней. В первый месяц он ел только плоды и ягоды, которые едят обезьяны. На второй месяц - сухую траву, раз в шесть дней. Кто-то из вас хочет пойти таким же путем? Можно начинать прямо сегодня. Хозяева этого места, преданные, будут очень довольны. Ну ладно, так и быть, не обязательно следовать примеру Дхрувы Махараджа, такая уступка вам делается. Но не нужно переедать. Почему? В “Бхагавад-гите” Кришна говорит, что у человека должны быть упорядочены привычки в еде и сне. Переедание, как и неправильное питание, является причиной болезней. Шрила Прабхупада описывал ведическую формулу, по которой желудок наполовину нужно заполнять пищей, естественно, прасадом, на четверть - водой и на четверть - воздухом. Мы должны избегать переедания. Это одно из значений слова атъяхара. Вчера мы установили, что нужно есть только кришна-прасад.

Другое значение слова атъяхара - накопительство. В Одиннадцатой песни “Шримад-Бхагаватам” есть история о брахмане, который был крупным торговцем, бизнесменом. В начале жизни брахман получил духовное образование, но позже стал процветающим землевладельцем. Он обладал огромными богатствами, но при этом был очень скуп. Он не тратил ни гроша и не позволял это делать никому из родственников, даже жене и детям. Брахман даже вайшнавам никогда ничего не давал. Он был настоящим скупцом. И, естественно, денег у него накопилось гораздо больше, чем нужно. Это как раз пример чрезмерного накопительства. Все, кто просил денег, стали его врагами. И постепенно его жена, дети, родственники, правительство, воры стали раскрадывать его богатства. В конце концов он остался ни с чем.

Брахман очень сокрушался, рыдал, его сердце было разбито. Когда скупец лишается своего богатства, он ужасно переживает и страдает. Но затем из беспокойства выросло чувство отречения. И он стал великим преданным Господа. Брахман начал путешествовать повсюду как нищий монах-странник. Куда бы он ни приходил, люди издевались над ним, осмеивали, кидали в него камни, дразнили, пытались отнять у него данду или горшочек с водой, чтобы просто вывести его из себя. Они говорили: “Ну вот, сейчас он лишился всех денег, стал странствующим монахом, повторяет имена Бога”. Но брахман оставался спокойным, его ничто не выводило из себя, потому что он нашел прибежище у Мукунды, у того, кто дарует освобождение. Он принимал все как последствия своей кармы. И путешествовал повсюду, как нищий монах- странник. Брахман пел одну очень красивую молитву, она приводится в Одиннадцатой песни “Бхагаватам”.

Прежде, накапливая богатства, он пребывал в постоянном беспокойстве. Хотя у него совсем не осталось денег, но, приняв прибежище у Господа, обретя лотосные стопы и святое имя Господа, он стал полностью удовлетворенным.

Так что мы не должны переедать и накапливать больше, чем необходимо. “Ишопанишад” содержит решение этой проблемы: ишавасйам идам сарвам йат кинча джагатйам джагат / тена тйактена бхунджитха ма гридхах касья сеид дханам. Там говорится: человек должен брать только то, что ему необходимо, и не покушаться на что-то большее. В современном обществе люди заняты тем, что производят столько ненужных и нежелательных вещей. Сейчас, с приходом капитализма в вашу страну, вы видите повсюду щиты и плакаты, рекламирующие различные товары. И ради чего? В чем цель рекламы? Доказать людям, что, если они попробуют их, если будут пользоваться ими, то будут счастливы. Но Шрила Прабхупада объясняет в комментарии: наша деятельность должна быть направлена на достижение высшей цели жизни: дхармасья хй апаваргъясъя (Ш-Б,

1.2.9).

Другое значение слова атъяхара, в соответствии с мнением Бхактивиноды Тхакура, - привязанность к чувствам, приобретающим знания. У нас есть глаза, нос, уши, язык и осязание. Глазами мы хотим видеть что-то красивое. Ушами - слушать что-то приятное. Носом - вдыхать ароматы. Языком - пробовать вкусную пищу. И гениталиями мы хотим осязать. Но Бхактивинода Тхакур говорит, что мы не должны использовать чувства, предназначенные для обретения знаний, в разрушительных целях. В “Бхагаватам” есть пример того, как различные животные, становясь рабами чувств, погибают. Мотылек очень привязан к свету. По ночам,

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5