Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Когда технологии бессильны - Страница 2

жизненно важным вопросам. Бхагавад-гита и Шримад-Бхагватам позволяют нам все расставить на свои места. Страх того, что если вы будете практиковать сознание Кришны, то станете витать в облаках, беспочвенен. Зрелый человек, занимаясь духовной практикой, естественным образом акцентирует внимание на наиболее значимых темах, которые глубоко волнуют каждого.

А теперь скажите, существует ли что-либо важнее и глубже, чем ваше сознание? Только благодаря сознанию вы приобщаетесь к науке, религии, политике, экономике, психологии и т.д. Ответьте также, какую информацию о вашем сознании смогла предоставить вам наука? Хватит ли у вас смелости громко сказать: «Никакой!»

В мире не существует технического устройства, способного доказать или опровергнуть наличие сознания. Учёные не знают даже объекта изучения, не говоря уже о создании прибора для этих целей. Если выразиться иначе, научное свидетельство существования сознания напрочь отсутствует. Почему же возник этот гигантский пробел? Может, проблема в сознании? Нет. Проблема в современной науке. Как видите, высокие технологии могут внушать благоговение в определённых сферах, но быть абсолютно бесполезными в наиболее важных вопросах бытия.

Откуда мы знаем, что обладаем сознанием? На этот счёт есть только одно доказательство, хотя и не имеющее право называться «научным» с позиций современного эмпирического подхода — это индивидуальное свидетельство человека. Каждый может сказать: «Я чувствую себя сознающим». Любой из присутствующих может обсудить эту тему с другими, и они тоже скажут: «И я так чувствую. У меня есть собственный опыт сознания». Тот факт, что в науке мы не находим никаких других средств означает, что в вопросе о наиболее важной субстанции в научном знании зияет огромная брешь.

Вслушайтесь, прошу вас, в определение, приведённое в Международном Словаре Психологии: «Сознание есть увлекательный, но иллюзорный феномен. Не представляется возможным определить, что оно собой представляет, как функционирует и каким образом развивается. Ничего по-настоящему стоящего на эту тему до сих пор написано не было».

Подумать только! Согласно этому знаменитому справочнику, о самом важном и очевидном предмете, каковым является сознание (а по сути — вы сами) просто нечего сказать! Так значит, нашим брахмачари (неженатым ученикам) из храма в Чоупатти, получившим образование в Индийском технологическом институте или других лучших ВУЗах Индии, стоит немедленно выбросить свои Бхагавад-гиты? Значит, если кому-то, пресмыкающемуся перед западной наукой, удалось получить о природе сознания лишь крупицу информации, все остальные тоже должны прийти к выводу, что эта тема не заслуживает внимания?

Но проблемы множатся. Провал любых современных попыток разобраться с сознанием привел к бездумным атеистическим стремлением деперсонализировать мир, представить все в таком свете, словно мироздание существует независимо от сознающей воли. Нашим современникам, практически не имеющим информации о природе сознания, вселенная представляется бесчувственным механизмом, а стало быть — лишённой сознания. Подобная ограниченность современных научных представлений сдерживает рост западного знания. Приводя все к общему знаменателю, скажем, что нынешняя наука не имеет никакой теоретической базы, чтобы взяться за экспериментальное изучение феномена сознания.

ТЕХНОГОРДОСТЬ И СТРАСТЬ

Технический прогресс изумляет людей впечатляющими теоретическими и прикладными достижениями в манипуляциях с физической материей. Болезненное желание материалистов разложить на молекулы всё и вся подавило интерес к древнему знанию, позволяющему исследовать сокровенную природу сознания. Вследствие ограниченных знаний о сознании учёные со всей мощью стараются исследовать этот измеряемый мир материи. Кажущийся успех порождает гордыню, которая застилает глаза и мешает увидеть ценность древней мудрости в вопросе сознания. В результате большинство людей относится к изначальному ведическому знанию как к индийским «бабушкиным сказкам», пришедшим из глубины веков. На самом деле то, чему учит Господь Кришна на страницах Бхагавад-гиты, имеет актуальность для всех живых существ: «Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу». (Б. Гита 2:17)

Напомню пару постулатов:

Науке не известно, откуда и зачем сознание берёт своё начало.

Наука не способна доказать присутствие сознания в теле на любой стадии его жизненного цикла.

Время от времени в учёных кругах возникают дебаты на тему: обладает ли сознанием человеческий эмбрион? Но они столь же бесплодны, как и споры о сознании во взрослом организме. Чем вы докажете наличие сознания у взрослого человека? — Правильно, ничем. Традиционная наука весьма ограничена в способах на этот счёт. Так стоит ли ломать голову над проблемой сознания зародыша? Не лучше ли учёным смиренно признать, что они не в силах разобраться и со взрослыми людьми.

Должны ли мы задаваться вопросом сохранения сознания после смерти физического тела? Многие учёные высмеивают любое упоминание о загробном существовании. Нет никаких свидетельств, говорят они, тому, что сознание продолжает жить после смерти. Тем самым они отвлекают вас от того факта, что наука не может доказать также и существование сознания в любом живом теле. Так будем же честны и взглянем правде в лицо: каким бы ни

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 5