живых существ, которые пользуются тем, что, создано материальной, низшей энергией. (Б.Г. 7.5); Энергию Господа Вишну можно подразделить на три категории: духовную энергию, живые существа и невежество. Духовная энергия исполнена знания; живые существа, хотя и принадлежат к духовной энергии, склонны впадать в иллюзию, а третья энергия, исполненная невежества, всегда присутствует в кармической деятельности.
(Вишну-пурана 6.7.61; Чайтанйа-чаритамрита, Ади-лила 7.117-119)
Радха – пурна-шакти, Кришна – пурна-шактиман, джива – шакти.
Вывод:
Ради любовных отношений Господь вечно существует в двух формах – Радхи и Кришны. И чтобы еще больше увеличить счастье Господа Шри Радхика вечно распространяет Себя в многочисленные живые существа.
джайа джайа бхакти-деви шри радхика-нама
сарва-джива-карана према-крипа-дхама
Слава! Слава Бхакти-деви, которая больше известна как Шри Радхика! Все живые существа являются Её частичками, Она источник любви и милости.
(Нава-бхакти-ачарйа-махима т.12)
Давайте же со всем смирением и всей искренностью склонимся в поклоне к прекрасным нежным розоватым стопам Божественной Четы Враджа, Шри-Шри-Радхи-Кришны.
Текст 1
пратиштха-раджджубхир ваддхам
камадйайр вартма-патибхих
чхитва тах самхаранташ тан
нагхарех панту мам бхатах
Ограбленный бандитами, возглавляемыми вожделением и гневом, связанный веревкой жажды славы, я оказался в полностью беспомощном положении. Падший и несчастный я умоляю истинных героев – защитников пути бхакти (который является единственным средством уничтожения грехов и достижения любви к Господу) защитить меня от этих грабителей и освободить от тех веревок.
В первом стихе своих молитв прайоджана-ачарйа, учитель наивысшей необходимости, т.е. любви к Господу Шри Кришне – Шрила Рагхунатха дас Госвами проявляет смирение.
Такое смирение свойственно святым садху, ибо сказано: чем чище сознание преданного,
тем более он ощущает себя падшим и недостойным служить Господу – таково одно из проявлений божественной беспримесной любви, кришна-премы. Было бы ошибкой считать, что Шрила Рагхунатха дас Госвами действительно находиться под влиянием вожделения и гнева.
премера свабхава-йахан премере самбандха
сеи мане – кришне мора нахи преме-гандха
Это вполне естественно, что вайшнав не думает о себе, как о преданном. Какие бы отношения не связывали его с Кришной, он всегда считает, что у него нет ни капли любви к Нему. (Чайтанйа-чаритамрита, Антйа-лила 20.28)
Однако следует понять, что мы обусловленные души, новички в духовной жизни подвержены этим страстям и нуждаемся в избавлении от них. Наше сердце осквернено множеством греховных привычек и желаний, проявлений вожделения – противного природе души желания наслаждаться отдельно от Господа Шри Кришны, гнева – причина которого кроется в разочаровании и в желании быть богом. Мы! Мы в полностью беспомощном положении, связанные последствиями своей же глупости и предательства своих вечных любовных отношений с Господом Шри Кришной.
арджуна увача
атха кена прайукто`йам папам чарати пурушах
аниччханн апи варшнейа балад ива нийоджитах
Арджуна сказал: О, Кришна, потомок Вришни, какая сила заставляет человека совершать грехи даже против его воли?
шри-бхагаван увача
кама эша кродха эша раджо-гуна-самудбхавах
махашано маха-папма виддхй энам иха ваириним
Верховный Господь сказал: Эта сила не что иное, как вожделение, которое возникает под влиянием гуны страсти, а затем превращается в гнев. Вожделение – всепожирающий, греховный враг всех существ в этом мире. (Б.Г.3.36,37)
брахманда бхрамите кона бхагйаван джива
гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа
мали хана сеи биджа коре арапана
шравана-киртана-джале корое сечана
табе йайа тад-упари голока-вриндавана
кришна-чарана-калпа-врикша коре арохана
Скитаясь по вселенной созданной Брахмой, удачливая душа получает по милости
духовного учителя и Господа Кришны семя лианы бхакти, любви. Став садовником,
преданный сажает семя в землю своего сердца, и начинает поливать его водой шраваны и киртаны. Если регулярно поливать эту лиану преданности, она будет расти всё выше и выше, пока не достигнет Голоки Вриндавана и не обовьёт стопы Господа Кришны, подобные волшебному дереву, исполняющему все желания, где найдёт своё вечное прибежище.
кинту йади латара санге утхе упашакха
бхукти-мукти-ванчха йата аснкхйа тара лекха
нисиддхачара кутинати джива-химсана
лабха пуджа пратиштхади йата упашакха-гана
сека-джала пана упашакха бади йайа
стабха хана мула-шакха бадите на пая
пратхамеи упашакхара карае чхедана
табе мула-шакха бади йайа вриндавана
Иногда рядом с лианой любви в саду нашего сердца вырастают сорняки материальных желаний и стремления к освобождению. Их разнообразие бесконечно. Сорняки, препятствующие росту лиану преданности это – принятие того, что мешает достижению совершенства: зависть, насилие, жадность, жажда признания и славы, а также желание значимости и всеобщего почитания. Если беспечный садовник будет без разбору поливать всё, что растёт в сердце, сорная трава задушит лиану бхакти, выпив предназначенную для неё влагу. Но опытный садовник выпалывает сорняки, едва они появляются. Его лиана премы быстро растёт, и, достигает высшей обители Кришны – Вриндавана. (Чайтанйа-чаритамрита, Мадхйа-лила 19.151-154,158-161)
Особое внимание следует уделить избавлению от пратиштхи – желания всеобщего заслуженного признания и уважения, корня всех иллюзий.
сарва-тйаге`пй ахейах сарванартха-бхуваш ча те
курйух пратиштха-биштхайах йатнам аспаршане варам
Есть то, от чего очень сложно отказаться даже тогда, когда все препятствия преодолены. Это корень, причина всех препятствий – пратиштха. Поэтому преданный Кришны будет изо всех сил стараться не коснуться испражнений пратиштхи. (Хари-бхакти-виласа)
Сам Махапрабху Чайтаньядев провозгласил, что квалификацией для практики предан-ного служения является избавление от пратиштхи:
тринад апи суничена тарор ива сахишнуна
аманина манадена киртанийах сада харих
Считая себя ниже травы, будучи терпеливее дерева, не ожидая никаких почестей, но, всегда выражая глубокое уважение другим, можно постоянно с лёгкостью воспевать Святое Имя – служа Господу