Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 1 ------

Локанатха Свами - Кумбха-мела - Страница 1

Локанатха Свами

Кумбха-мела

ПРАЗДНИК БЕССМЕРТИЯ

«Я почтительно склоняюсь перед Господом Дханвантари, который держит в Своих четырех руках раковину, диск-чакру, золотую пиявку и сосуд, наполненный нектаром бессмертия. Он облачен в тончайшие, сияющие чистотой одеяния, которые подчеркивают Его лучезарную красоту. Его глаза подобны лепесткам лотоса, а цвет тела подобен цвету грозовой тучи. Талия Господа Дханвантари украшена великолепным желтым поясом. Его лилы подобно лесному пожару сжигают все болезни, изнуряющие людей. Я почтительно склоняюсь перед Господом Дханвантари».

МОСКВА ФИЛОСОФСКАЯ КНИГА 2003

Я посвящаю этот труд моемy духовному учителю,

Его Божественной Милости Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупаде.

Он прожил в Аллахабаде много лет и неоднократно принимал участие в праздновании Кумбха-мелы. Шрила Прабхупада показал пример, вдохновивший его учеников и последователей,— посещать Кумбха-мелу с целью приобщить собравшихся на этом празднике людей принципам чистого преданного служения.

Предисловие

В предверии Маха-кумбха-мелы, которая состоится в нынешнем, 2001 году, я задумал выпустить брошюру, в которой рассказывалось бы об истории этого праздника и участии в нем Шрилы Прабхупады. Я сообщил о своем намерении членам комитета ИСККОН, отвечающего за празднование Кумбха-мелы, и они одобрили мою идею.

Главной целью данной брошюры является предоставление общей информации о Кумбха-меле и описание этого удивительного праздника, который часто посещал Шрила Прабхупады. Два празднования Кумбха-мелы состоялись, когда у Прабхупады уже были ученики — в 1971 и 1977 годах, и Прабхупада счел своим долгом посетить их, несмотря на то, что в 1977 году он был уже очень болен. Шрила Прабхупада неоднократно упоминал о том, что участие преданных в Кумбха-меле является очень важной проповеднической программой. В свое время Сам Господь — Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, также посетил Магха-мелу и именно там наделил Рупу Госвами божественной силой, с помощью которой великий вайшнав обратил на путь преданного служения многочисленных учеников и последователей.

Кумбха-мела — древнейший праздник. История гласит, что он проводится в память о пахтании полубогами и демонами океана, наполненного молоком. Слово кумбха означает «кувшин» или «сосуд». В данном случае имеется в виду сосуд с нектаром бессмертия — амритой, который появился в результате пахтанья молочного океана.

В 2001 году празднование Кумбха-мелы пройдет в городе Аллахабаде. Во времена Господа Чайтаньи Аллахабад называли Праягом, и он до сих пор известен многим индусам именно под этим названием. Аллахабад также называют Праяг-раджем («царем всех святых мест»), поскольку именно здесь находится место слияния Ранги, Ямуны и Сарасвати — трех из семи главных священных рек Индии.

«ганге ча иамуне чайва годавари сарасватй

нармаде cиндхо кавери джале ‘смин саннидхим куру»

«Пусть появится вода святых рек — Ранги, Ямуны, Годавари, Сарасватй, Hapмады, Синдху и Кавери».

Кумбха-мела также отмечается в трех других городах Индии. В Хардваре праздник проводится на берегу Ганги; в Уджджайне — на берегу реки Шипры; в Насике — на берегу реки Годавари. В соответствии с влиянием определенных планет, в разные периоды времени нектар амриты, появившийся в результате пахтанья молочного океана, смешивается с водами этих рек, наполняя их духовной энергией. Омовение, совершенное в священной реке в этот благоприятный момент, дарует человеку освобождение.

Во время мелы Аллахабад становится самым многолюдным городом мира, поскольку сюда стекаются многочисленные паломники, как из Индии, так и из других стран.

Немаловажным поводом для посещения Кумбха-мелы является общение со святыми людьми. Шрила Прабхупада говорил: «Хотя большинство паломников приходит на

Кумбха-мелу, чтобы получить освобождение, не прилагая к тому особых усилий, преданные приходят туда только ради проповеди. Преданных не интересует освобождение. Наша миссия — привлекать людей к преданному служению».

Прабхупада положил начало новому направлению проповеди, предоставив нам возможность его развивать. Я надеюсь, что эта брошюра послужит источником информации и вдохновения, как для широкой аудитории, так и для организаторов Кумбха-мелы.

ЛОКАНАТХА СВАМИ

1 января 2001 года

Вриндаван

Тривени-сангам - место слияния Ганги, Ямуны и Сарасвати; одно из самых святых мест на Земле. Миллионы паломников приходят сюда, чтобы омыться в священных водах во время Кумбха-мелы.

Глава первая Праяг (Аллахабад)

Город Праяг занимает площадь в 65 кв. км. Он находится и штате Уттар-Прадеш (25°, 30’ северной широты и 81°, 55’ восточной долготы). Расстояние до Дели составляет 612 км, а до Бомбея — 1502 км. В течение многих веков юрод назывался Праягом, но в 1573 году, вскоре после ухода Шри Чайтаньи Махапрабху, могольский царь Акбар построил на месте слияния трех рек величественную крепость и переименовал город в Аллахабад, — «город Аллаха».

Словом «праяг» обычно называют место, где проводятся грандиозные жертвоприношения. На Ганге насчитывается четырнадцать праягов, и Праяг-радж (Аллахабад), — «царь всех святых мест» — считается самым значительным из них. В древнем священном манускрипте под названием «Брахма-самхита» рассказывается, как Господь Брахма искал место для проведения великой ягьи. Он остановил свой выбор на местности, окруженной водами Ганги, Ямуны и Сарасвати. Впоследствии это место стали называть Праягом. В «Махабхарате» (Вана-парва) говорится: «Местность, расположенная между Гангой и Ямуной считается серединой Земли. Праяг — святое и

благодатное место, самая плодородная область на Земле. Праяг является мадхьей, центральным из пяти веди — жертвенных алтарей Земли. Остальные веди — Курукшетра, Гая, Вираджа и Пушкара».

Похожие утверждения встречаются также в «Брахма-пуране», «Сканда-пуране» и «Маркандея-пуране». В «Махабхарате» говорится, что Праяг считается самым почитаемым святым местом во Вселенной. Господь

Навигация:

Страница 3
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 3
Страница 2