Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 2 ------

Локанатха Свами - Кумбха-мела - Страница 2

Брахма утверждал: «прайагасйа правешешу папам нашйанти таткшанам» — «В Праяге человек избавляется от всех грехов». Праяг известен также как «Тиртхарадж Праяг», что значит — «самое святое из всех святых мест».

В «Ваю-пуране» Праяг сравнивают с носом олицетворенных Вед, а «Вараха-пурана» описывает его следующим образом: «В Праяге находится Тривени (место слияния трех рек), где обитает Господь Шива, носящий имена Сулатанка и Сомешвара. Господа Вишну там называют Вену-мадхавой, и именно там сливаются воедино Ганга, Ямуна и Сарасвати. Омывшись в этом святом месте, человек попадает в рай, а тот, кто умирает там, на веки покидает материальный мир. Праяг — царь всех тиртх и он очень дорог Господу Вишну». Праяг является местом рождения Сомы, Варуны и Праджапати. Кроме того, в свое время он был обителью великих мудрецов — Бхарадваджа и Дурвасы Муни.

Знаменитые паломники

И Сам Господь, и Его чистые преданные неоднократно посещали Праяг, преумножая его святость. В Трета-югу Господь Рамачандра вместе с Лакшманом и Ситадеви жили в ашраме Бхарадваджа-муни неподалеку от места слияния трех рек. Праяг был первым городом, в котором побывал Господь Рама, отправившись в четырнадцатилетнее

изгнание из Айодхьи. Пятеро Пандавов: Юдхиштхира, Арджуна, Бхима, Накула и Сахадева также останавливались в Праяге. Об этом рассказывается в «Махабхарате», в главе под названием «Вана-парва».

Перед битвой на Курукшетре Господь Баларама решил посетить все святые места Индии. Побывав в Наимишаранье, где Он убил Ромахаршану, Господь, следуя по течению реки Шараю, прибыл в Праяг.

В Праяге Господь Баларама омылся в священных водах и совершил предписанные религиозные ритуалы.

В «Шри Чайтанья Бхагавате» рассказывается о том, что Господь Нитьянанда посетил Праяг, направляясь в Матхуру: «Прибыв в Праяг в месяце магха (январь/февраль), Господь омылся в месте слияния рек ранним холодным утром и затем продолжил Свой путь в Матхуру, где в прошлую югу Он являлся в облике Баларамы». Адвайта Ачарья также останавливался в Праяге по пути из Варанаси. Придя туда, он обрил голову, после чего омылся в водах трех священных рек. Затем он сделал подношение Своим предкам и продолжил путь.

Шри Чайтанья Махапрабху посетил Праяг, направляясь из Джаганнатха Пури во Вриндаван. Возвращаясь обратно, Он провел в Праяге весь месяц магха. Господь жил в доме Валлабхачарьи, где и произошла Его встреча с Рупой Госвами (см. Гл. 3).

Будучи грихастхой, Шрила Прабхупада прожил в Праяге 13 лет, и там же в 1932 году он получил посвящение от Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (см. Гл. 4). Известно, что Господь Будда и Шанкарачарья также совершали паломничество в Праяг.

В 1894 году Праяг посетил известный американский писатель Марк Твен. Вот что он написал об этом в своей книге под названием «Новые путешествия по миру»: «Именно здесь начинаешь понимать, что Индия — страна сотен народов, тысяч языков и миллионов богов. Это родина человеческой речи, колыбель человечества, прародительница легенд, страна, посетить которую должен каждый. Тот, кто побывал там хоть раз, никогда не променяет свои мимолетные впечатления об Индии на все красоты мира». По-видимому, Марк Твен также посетил Кумбха-мелу, проходившую в 1894 году в Праяге. В его книге есть следующие слова: «Удивительно наблюдать, как вера побуждает тысячи и тысячи людей — и немощных стариков и юношей — без колебания или роптания входить в ледяную воду».

Существуют свидетельства о том, что Хуан Цанг, китайский император, живший в седьмом веке, посещал Праяг. Император присутствовал на собрании странствующих садху, санньяси и известнейших индийских мыслителей. Кроме всего прочего, он с интересом наблюдал, как совершались подношения Будде, Солнцу, Господу Шиве, буддистским монахам и брахманам.

Тривени-сангам

Праяг считается святым городом, поскольку он расположен в месте слияния трех священных рек: Ганги, Ямуны и Сарасвати. Само место слияния называют Тривени-сангам («три» — три, «вени» — коса, заплетаемая женщинами, «сангам» — союз). Истоки этих рек находятся высоко в Гималайских горах. Слияние этих рек представляет собой удивительное зрелище. Вода Ямуны — темно-синяя, почти черная, и ее течение быстрее течения Ганги, неторопливо несущей свою светлую воду. Интересно, что, сливаясь с водой Ганги, вода Ямуны теряет свой цвет, и с места слияния до Ганги-сагара, (места, где воды рек впадают в Бенгальский залив), течет одна река — Ганга.

Омовение в любой из этих священных рек духовно возвышает человека, но в священных писаниях утверждается, что омовение, совершенное в месте слияния этих рек, несет ни с чем не сравнимое благо. В том случае, если омовение в сангаме совершено во время Кумбха-мелы, могущество святой воды усиливается в тысячу раз. Поэтому считается, что Праяг — самое благоприятное место для принятия священного омовения.

В «Нарада-пуране» Васу-риши обращается к дочери Господа Брахмы со следующими словами:

«Когда Ганга и Ямуна сливаются, их воды уподобляются нектару. Когда Солнце находится в знаке Макары (Козерог) в месяце магха, все тиртхи проявляются в тривени,

— месте слияния Ганги, Ямуны и Сарасвати, чтобы омыться в священных водах. Не только тиртхи, но и Господь Вишну, Махадева, Господь Брахма, а также рудры, адитьи, маруты, гандхарвы, якши, киннары, гухьяки и сиддхи со своими супругами — Лакшми, Парвати, Брахмани, Шачи, Адити и другими, собираются в Праяге в месяц магха. В Сатья-югу все тиртхи и

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 3